Иногда их протест обращался против плохих педагогов.
Примечателен конфликт московских студентов с профессором Маловым. Его не
любили за грубость и некомпетентность и в ответ на очередное оскорбление
шумом и криками изгнали из аудитории. Не желая огласки, университетское
начальство предпочло само наказать зачинщиков и отправило шесть человек в
карцер. Среди заключённых по-настоящему виновен как зачинщик был один — Герцен.
Остальные признались из солидарности, надеясь, что происхождение и влиятельные
родственники помогут всем им избежать более строгого наказания. Они не ошиблись:
«зачинщиков» через неделю освободили, а профессора Малова от преподавания
отстранили. Этот эпизод как нельзя лучше характеризует товарищеские отношения
среди студентов, большинство которых не придавали значения сословным различиям
и не кичились знатностью или богатством. С открытием новых университетов давний недостаток в преподавателях
превратился в серьезную проблему. К 40-м гг. её решили:
в университеты пришли молодые профессора, подготовившие диссертации
самостоятельно или под руководством европейских учёных во время командировок
за рубеж. Свою высокую научную квалификацию русские профессора подтверждали
серьёзными исследованиями в области математики, астрономии, биологии, русской
словесности, истории. К властям они были внешне лояльны. Это позволило
министру просвещения С. С. Уварову с удовлетворением заявить, что ни один из
молодых преподавателей «не дал правительству ни малейшего повода к сомнению или
недоверию». Но граф Уваров был прав лишь отчасти. Более точно ту
эпоху охарактеризовал Герцен, назвав её удивительным временем «наружного
рабства и внутреннего освобождения». В университетских аудиториях и
студенческих комнатах жарко спорили о прошлом и настоящем России, путях её
преобразования, роли литературы, религии и науки в обществе, гражданском долге
интеллигенции, нравственном долге способствовать отмене крепостного права.
Молодые преподаватели были полны сил, желали служить родной стране и нести
просвещение народу. Они выступали против консервативно настроенной профессуры
и стремились к обновлению учебных курсов. Так, на лекциях профессора
Грановского по западноевропейскому Средневековью, где история представала в
живых образах, собирались сотни студентов Московского университета и
«посторонних». На них слушатели без труда усматривали общее в истории Европы и
России и, благодарные лектору за «вольное слово», устраивали овации в его
честь. Оценивая роль университета в «удушливой атмосфере»
николаевской России, известный правовед Б. Н. Чичерин писал: «Он расширил мои
умственные горизонты, ввёл меня в новые, дотоле неведомые области знания,
внушил пламенную любовь к науке, раскрыл нравственное её значение для души
человека. Я в университете впервые услышал живое слово, возбуждающее ум и глубоко
западающее в сердце; я видел в нём людей, которые остались для меня образцами
возвышенного ума и нравственной чистоты». 678 Великие реформы в царствование Александра II коснулись
и учебных заведений. Высшее образование стало доступно всем сословиям, разрешались
научные командировки за границу. К обсуждению проекта университетского устава были
привлечены русские и иностранные учёные. Устав, утверждённый Александром II в июне
Правом поступления в университеты по-прежнему
пользовались выпускники классических гимназий. Юноши, окончившие реальные училища
или духовные семинарии, для получения такого права должны были успешно
выдержать экзамены по древним языкам в одной из гимназий, причём семинаристы —
с особого разрешения духовного начальства. Семинаристам разрешалось учиться
только в Дерптском, Томском, Петербургском и Варшавском университетах. Будущий
студент подавал на имя ректора прошение о принятии его на первый курс
избранного факультета. К прошению прилагались аттестат зрелости, выданное
местной полицией свидетельство о безукоризненном поведении, а с |