Предыдущая Следующая

Попытки военизировать Пажеский корпус были сделаны при Павле I. Во­енно-учебным заведением Пажеский корпус стал при Александре I. Соглас­но положению, утверждённому Алексан­дром I, «Пажеский корпус есть учили­ще для образования нравов и характера, и в котором имеют быть преподаваемы

нужные офицеру познания; корпус сей есть такое военное установление, где благородное юношество через воспита­ние приуготовляется к военной службе строгим повиновением, совершенною подчинённостью и непринуждённым, но добровольным выполнением должно­стей своих».

В 1810 г. корпусу было пожало­вано здание бывшего Воронцовского дворца, в котором в 1798—1801 гг. находился Капитул Мальтийского ор­дена. Мальтийские рыцари покинули Россию в 1817 г., но оставили пажам свои заветы:

«Ты будешь верить всему тому, чему учит Церковь, и будешь испол­нять все её предписания.

Ты будешь относиться с уважени­ем к слабому и сделаешься его защит­ником.

Ты будешь любить страну, в кото­рой родился.

Ты не отступишь перед врагом.

Ты будешь вести с неверными по­стоянную и беспощадную войну.

Ты не будешь лгать и останешься верным данному слову.

Ты будешь щедр и будешь всем благотворить.

Ты везде и повсюду будешь по­борником справедливости и добра против несправедливости и зла».

Не случайно по окончании кор­пуса все пажи получали значок — бе­лый Мальтийский крест — и кольцо с наружной стальной частью и внутрен­ней золотой; внутри кольца был выгра­вирован девиз: «Ты будешь твёрд, как сталь, и чист, как золото».

Вместо ротного командира у пажей был гувернёр, а вместо батальонного командира — гофмейстер. Гордясь сво­им званием, пажи сами заботились, что­бы между ними не было никого, способ­ного на неблаговидный поступок. Виновного страшило не столько ожидав­шее его наказание начальства, сколько то отчуждение, которому он неминуе­мо подвергался среди своих товарищей.

После восстания декабристов Па­жеский и кадетские корпуса оказывают­ся под непосредственным контролем Николая I: по мнению царя, слишком много воспитанников этих военно-учеб­ных заведений так или иначе оказались причастны к движению. Николай I установил строгий надзор и за преподава­телями, и за учащимися. В циркулярном письме министра просвещения прозву­чал вопрос: «Обучается ли юношество с надлежащим тщанием российскому язы­ку и отечественной словесности? Внуша­ются ли ему при всяком удобном случае преданность престолу и повиновению властям?».

Знак об окончании Пажеского корпуса.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org