Предыдущая Следующая

686

 

 

время — шинель из чёрного сукна и башлык (широкий суконный ка­пюшон с длинными концами). Фор­ма воспитанников разных корпусов отличалась лишь цветом погон.

Расцвет кадетских корпусов связан с именем великого князя Кон­стантина Константиновича, бывше­го главным начальником военно-учебных заведений с 1900 по 1915 г. Один из образованнейших людей в России, он подчёркивал, что учебное заведение обязано по мере нравст­венного роста своих воспитанников поднимать в них сознание человече­ского достоинства и бережно устра­нять всё то, что может унизить или оскорбить это достоинство. Большое

внимание он уделял подбору препо­давателей.

После Февральской революции 1917 г. кадетские корпуса сначала были превращены в гимназии воен­ного ведомства, а затем были ликви­дированы. Возрождённые в эмигра­ции российские кадетские корпуса свято чтили старинные традиции, а кадеты, разъехавшись по всему све­ту, образовали впоследствии объ­единения и союзы в Европе, США, Канаде, Аргентине, Венесуэле и регу­лярно собирались на кадетские съез­ды. В сентябре 1992 г. такие встречи состоялись в Москве и Санкт-Петер­бурге. На них приехали 84 человека, «рассеянные, но не расторгнутые».

СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Среди государственных преобразо­ваний начала царствования Алек­сандра I наиболее впечатляющей была реформа народного просве­щения. Развивалась промышлен­ность, росли города. Предприятиям, государственному аппарату, поме­щичьим хозяйствам, требовались образованные люди и специалисты. Начальные школы были буквально переполнены учащимися. Однако ни даваемый ими уровень образования (чтение, письмо, первые действия арифметики, закон Божий), ни их «пропускная способность» не могли удовлетворить нужды страны. Рево­люционер Н. В. Шелгунов так описы­вал сельские начальные школы: «По­мещались они бог знает где и бог знает как, и учили в них грамоте по „Домострою" всякие учителя: и от­ставные солдаты, и дьячки, и пьяные, и трезвые... Учебных средств почти никаких не было, ни азбуки, ни книг для чтения, и вся грамота сводилась к механическому чтению по буква­рям да церковным книгам». Необхо­димо было создать школы, позволяющие юношеству получать глубо­кие знания (как теоретические, так и практические), — гимназии, подоб­ные открывшимся в XVIII в. при Ака­демии наук, Московском и Казан­ском университетах.

Н. Богданов-Бельский. Устный счёт. 1895 г.

Ученик

реального училища.

Конец XIX в.

Но внутренняя политика пра­вительства Николая I, которому нуж­ны были «не умники, а вернопод­данные», породила в гимназиях формальный, доведённый до абсурда порядок. В них стали применяться телесные наказания. Школьные пра­вила в Царстве Польском устанавли­вали даже длину и качество розог для порки провинившихся учеников.

Изменился также и состав уча­щихся. При Николае I в гимназию могли поступить только дети дворян и чиновников, а плата за учёбу посто­янно повышалась. Согласно новому Уставу 1828 г., срок обучения в гимна­зии увеличивался до семи лет. Математика и древние языки (латинский и греческий) считались главными предметами. На них отводилось 38% учебного времени. Кроме того, пре­подавались закон Божий, российская словесность (литература), логика, новые языки (немецкий и француз­ский), география, статистика, история, физика, чистописание и рисование. Вводились переводные «испытания» и ежемесячная оценка учёбы, приле­жания и поведения учащихся по пя­тибалльной системе.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org