Предыдущая Следующая

Беседы Стронина с ближайшими к нему учениками выходили за преде­лы школьной науки и даже историче­ских монографий. Беседовали мы и о „чистой политике", например читали „Полярную звезду" и „Колокол" Герце­на, полную коллекцию которого при­вёз Стронин из Лондона, куда ездил летними вакациями (во время кани­кул. — Прим. ред.) 1858 г. Однако это чтение было не для всех, а только для нескольких приятелей, которые не могли устроить скандала».

Но «скандал» всё-таки произо­шёл: стараниями полтавского губер­натора Волкова в 1862 г. Стронина сначала уволили из гимназии, а по­том арестовали за антиправительст­венную деятельность и заточили в Петропавловскую крепость.

Становление женского образо­вания пришлось на эпоху Великих

 

691

 

 

 

Гимназистки. Вторая половина XIX в.

реформ. Во всесословных гимназиях и прогимназиях (правительственных, частных и др.) девочки получали «то религиозно-нравственное и умствен­ное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в осо­бенности от будущей супруги и мате­ри семейства». Здесь не преподавали древние языки, но перечень общеоб­разовательных дисциплин был до­вольно полон: русский язык, матема­тика, физика, география, история, естественная история, иностранные языки, чистописание, рукоделие, ри­сование, музыка, танцы. Гимназист-

кам, окончившим полный семилетний курс, вручался аттестат учительницы начальных школ. Дополнительный год обучения в педагогическом клас­се давал право на звание домашней учительницы (или наставницы). Мно­гие девочки занимались в так назы­ваемых «мариинских» трёх- и шестигодичных женских училищах, создававшихся под покровительством императрицы Марии Александровны.

Кроме всесословных существо­вали женские учебные заведения, предназначенные для дочерей цер­ковнослужителей и дворян. В пер­вом случае это были епархиальные школы и училища, во втором — за­крытые женские институты (напри­мер, Смольный институт благород­ных девиц).

Однако высшее образование по-прежнему было недоступно девушкам. На особом совещании министров в июле 1879 г. высказывались мысли о том, что «дальнейшее умножение жен­ских гимназий не представляется желательным... напротив того... пра­вительство могло бы благосклонно относиться к учреждению в городах элементарных женских училищ и при них, а иногда и отдельно от них про­фессиональных школ и курсов для приготовления лиц женского пола к

Преподаватели Дмитровского духовного училища. Фотография начала XX в.

692

 

 

 

тем профессиям, которые не требуют ни высшего, ни даже среднего обра­зования». Правительство опасалось, говоря словами министра просвеще­ния И. Д. Делянова, «ложного стремле­ния и желания» женщин «выйти из своей семьи и из своей среды, оста­вить обыденные обязанности и до­биться прав, едва ли соответствующих призванию женщины...».

В ряду средних учебных заведе­ний несколько особняком стояли православные духовные семинарии. В них готовили священников и буду­щих воспитанников духовных акаде­мий. Здесь учили преимущественно детей священников, дьяконов и пса­ломщиков. Доступ в семинарии вы­ходцам из других сословий ограни­чивался 10%, хотя на практике это правило часто нарушалось.

К началу XX в. в 58 семинариях России насчитывалось около 20 тыс. воспитанников. По Уставу 1884 г. обу­чение в семинарии продолжалось шесть лет и включало в себя как ос­новной курс богословских наук, так и предметы, входящие в общеобразова­тельную программу классической гимназии, а также философию и пси­хологию. Получить высшее светское образование выпускникам духовных семинарий в XIX в. было трудно.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org