Беседы Стронина с ближайшими к нему учениками выходили
за пределы школьной науки и даже исторических монографий. Беседовали мы и о
„чистой политике", например читали „Полярную звезду" и „Колокол"
Герцена, полную коллекцию которого привёз Стронин из Лондона, куда ездил
летними вакациями (во время каникул. — Прим. ред.) Но «скандал» всё-таки произошёл: стараниями полтавского
губернатора Волкова в Становление женского образования пришлось на эпоху
Великих 691 Гимназистки. Вторая половина XIX в. реформ. Во всесословных гимназиях и прогимназиях
(правительственных, частных и др.) девочки получали «то религиозно-нравственное
и умственное образование, которое должно требовать от каждой женщины, в особенности
от будущей супруги и матери семейства». Здесь не преподавали древние языки, но
перечень общеобразовательных дисциплин был довольно полон: русский язык,
математика, физика, география, история, естественная история, иностранные
языки, чистописание, рукоделие, рисование, музыка, танцы. Гимназист- кам, окончившим полный семилетний курс, вручался
аттестат учительницы начальных школ. Дополнительный год обучения в
педагогическом классе давал право на звание домашней учительницы (или
наставницы). Многие девочки занимались в так называемых «мариинских» трёх- и
шестигодичных женских училищах, создававшихся под покровительством императрицы
Марии Александровны. Кроме всесословных существовали женские учебные
заведения, предназначенные для дочерей церковнослужителей и дворян. В первом
случае это были епархиальные школы и училища, во втором — закрытые женские
институты (например, Смольный институт благородных девиц). Однако высшее образование по-прежнему было недоступно
девушкам. На особом совещании министров в июле Преподаватели Дмитровского
духовного училища. Фотография начала XX в. 692 тем профессиям, которые не требуют ни высшего, ни даже
среднего образования». Правительство опасалось, говоря словами министра
просвещения И. Д. Делянова, «ложного стремления и желания» женщин «выйти из
своей семьи и из своей среды, оставить обыденные обязанности и добиться прав,
едва ли соответствующих призванию женщины...». В ряду средних учебных заведений несколько особняком
стояли православные духовные семинарии. В них готовили священников и будущих
воспитанников духовных академий. Здесь учили преимущественно детей
священников, дьяконов и псаломщиков. Доступ в семинарии выходцам из других
сословий ограничивался 10%, хотя на практике это правило часто нарушалось. К началу XX в. в 58 семинариях
России насчитывалось около 20 тыс. воспитанников. По Уставу |