НАЧАЛО ИМПЕРАТОРСКОГО ВРЕМЕНИ Однако самый серьёзный вклад в
развитие абсолютизма как системы внёс Пётр I. В 8 величество есть самовластный
монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и
власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей
воле и благомнению, управлять». А в Духовном регламенте Пётр Великий много внимания
уделял общественному мнению. По высочайшему указанию издавались переводы
иностранных книг и составлялись произведения отечественных мыслителей о
целесообразности и закономерности неограниченной монархии, укрепления
империи, борьбы с несогласными. Трактат «Правда воли монаршей», написанный Феофаном Прокоповичем,
напечатали в десятках тысяч экземпляров и распространили среди грамотного
населения. В «Правде» доказывалось, что абсолютная верховная власть дарована
императору свыше для блага подданных и отечества, а все его деяния оправданы,
кроме «вредных». Стремясь ввести Россию в семью
европейских государств, Пётр и его сподвижники укрепляли её могущество,
расширяли территорию, добивались выхода к Балтийскому
и южным морям. Для успеха в военных баталиях нужны были новая, хорошо
вооружённая регулярная (постоянная) армия и сильный флот. Для их строительства
и содержания требовались огромные средства, которые выкачивали из населения с
помощью государственной системы налогов. Абсолютизм оказался весьма «дорогим»
государственным строем. В. О. Ключевский писал о Петре
I: «Вся преобразовательная его деятельность направлялась мыслью о
необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой
навязать народу недостающие ему блага и, следовательно, верил в возможность своротить народную жизнь с её исторического русла и вогнать
в новые берега». ВЛАСТЬ И
СОБСТВЕННОСТЬ Земля
представляла собой основной вид богатства в средневековом обществе. Тот, кто
владел наибольшим количеством земли, обладал и властью. Московские великие
князья и цари прекрасно знали это правило и стремились использовать его для
укрепления своего трона. Начиная с
Ивана III (1462—1505 гг.) владыки Московского государства рассматривали его как
свою вотчину, т. е. как наследственное владение, на территории которого они
могли полновластно распоряжаться и землёй, и людьми, её населяющими. Владеть
землёй могли только те, кто служил царю как воины или как чиновники. Так
возникло сословие дворян — царских слуг, которые могли распоряжаться
поместьями (земельными владениями, дарованными царём) только до тех пор, пока
были способны нести службу, прежде всего военную. При царе
Иване IV Грозном поместная система в основном сложилась и в таком виде
существовала до конца XVIII в. Единственным
собственником земли, имевшим право бесконтрольно распоряжаться ею, был царь
(начиная с Петра I именовавшийся императором). Подданные русского монарха могли получать от
него земельные владения только за службу и только во временное пользование. |