Вскоре в манифесте она изложила
программу своего будущего правления. В ней говорилось о «соблюдении
православного закона, укреплении и защите отечества, сохранении правосудия,
искоренении зла и всяких неправд и утеснений». Когда улеглось радостное возбуждение
первых дней царствования, Екатерина поняла, что занять престол — не значит
прочно на нём утвердиться. Перед императрицей ежедневно вставали всё новые и
новые проблемы. В самом дворце, среди её ближайшего окружения, было много
недовольных. Слух о её возможном браке с Григорием Орловым привёл к
возникновению заговора и возбудил толки о правах на престол её сына Павла.
Объявлялись самозванцы, выдававшие себя за чудом спасшегося от смерти Петра III, а за
границей было немало претенденток на русскую корону — «дочерей» и «наследниц»
покойной Елизаветы Петровны. До 5 июля Медаль в честь восшествия
Екатерины II на престол. 114 тендент на российский престол
— Иоанн VI (Иоанн Антонович). Очевидец начала екатерининского
правления писал: «В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать... заботу,
с которой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с
какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же
чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это». Екатерина действительно
прилагала все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудрённых жизнью
сановников, служивших ещё Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников,
которые рвались к управлению государством, не имея опыта и знаний. Расположение
к тем и другим ей приходилось подкреплять подарками, высокими назначениями и
титулами. Судя по собственным запискам
императрицы, Екатерина понимала невозможность претворения в жизнь своих
вольнолюбивых мечтаний: они не будут поняты дворянством, которое с возмущением
отвергнет их, и тогда судьба самой императрицы будет печальной. С точки зрения
государыни, ей предстояла тяжёлая, повседневная работа — преобразование
общества в духе идей гуманизма и просвещения. Екатерина была намерена
пользоваться при этом любыми «обстоятельствами, предложениями и
случайностями». Она прибегла к тактике воспитания
общества в духе Просвещения посредством манифестов и деклараций,
провозглашаемых с высоты императорского трона. Одной из первых идей,
привнесённых Екатериной в сознание общества, стала мысль о создании «новой
породы людей» — просвещённых и гармоничных. И как ни странно, эта утопическая
на первый взгляд идея утвердилась в сознании дворянства. Например, забота о
сирых и убогих была признана не только обязанностью государства, но и долгом
каждого человека. Вольнолюбивые мечтания императрицы далеко не всегда влияли
на её практическую государственную деятельность. Во-первых, при всём свободолюбии и
пристрастии к республиканским идеалам Екатерина никогда не собиралась ограничивать
монаршую власть: она рассчитывала на те огромные возможности, которые
предоставляло ей положение самодержицы для проведения в стране реформ. Желая
быть мудрой правительницей, благодетельствующей Россию, императрица лишь всё
более и более «прирастала» к власти, а радикализм намеченных преобразований всё
слабел и слабел. Во-вторых, искренне стремясь отменить крепостное право,
Екатерина совсем не желала рисковать троном из-за возмущения дворянства,
которое было бы лишено своего главного богатства — крепостных крестьян.
В-третьих, восстание Пугачёва, потрясшее самые основы Российской империи (см.
статью «Восстание Емельяна Пугачёва»), надолго охладило пыл Екатерины в
отношении всякого рода послаблений крестьянам. В-четвёртых, конец царствования
императрицы проходил под знаком великой революции во Франции. Казнь королевской
четы и кровавые события в стране, взрастившей вольную мысль
философов-просветителей, способствовали ужесточению внутренней по- |