Предыдущая Следующая

В этих войнах российская ар­мия одержала решительные и бле­стящие победы, и Екатерина стала мечтать о завоевании всех турецких владений на Балканах. На их месте была бы восстановлена Византий­ская империя под главенством рус­ского монарха. Эта мечта, «в действе несбытошная, а в теории ласкатель­ная», долго занимала ум Екатерины. Она пожелала назвать своего второ­го внука Константином, одним из любимых имён византийских импе­раторов. А пока заселялись подступы к турецким владениям — пустынные

Чесменское сражение. 1770 г.

123

 

 

 

И. Лампи.

Портрет

Г. А. Потёмкина.

И. Лампи.

Портрет

А. А. Безбородко,

возглавлявшего

русскую дипломатию

в последнее

десятилетие

правления

Екатерины II.

пространства Крыма и Новороссий­ского края (так стали называть Се­верное Причерноморье). Мечты Ека­терины II разделял и поддерживал видный политический и военный деятель Г. А. Потёмкин. Он был уве­рен, что ему удастся в малые сроки превратить эти горы, болота, маля­рийные топи и солончаки в цвету­щий, плодородный край.

Потёмкин основал города Екатеринослав и Херсон. На месте та­тарского селения Ахтиар и турецкой крепости Гаджибей выросли россий­ские города Севастополь и Одесса. В выжженных солнцем степях он са­жал леса, разводил виноградники, тутовые рощи, а рядом сооружал ткацкие фабрики, винодельни, сыро­варни и другие предприятия. Екате­рина поддерживала все его начина­ния, из-за чего подверглась критике со стороны многих своих современ­ников. Один из них писал: «В этой стране учреждают слишком многое за раз, и беспорядок, связанный с поспешностью выполнения, убивает большую часть гениальных начина­ний. В одно и то же время хотят об­разовать третье сословие, развить иностранную торговлю, открыть всевозможные фабрики, расширить земледелие, выпустить новые ассигнации, поднять цену бумаг, основать города, засеять пустыни, покрыть Чёрное море новым флотом, завое­вать соседнюю страну, поработить другую и распространить своё влия­ние по всей Европе. Без сомнения это значит предпринимать слишком много». На это Екатерина отвечала: «Одно потомство в праве судить меня. Только перед ним я отвечаю. Я смело могу сказать ему, что я нашла и что после себя оставила».

Вместе с тем она хорошо зна­ла, какую силу представляет обще­ственное мнение, и умела его долж­ным образом подготовить. С этой целью императрица отправилась путешествовать в Крым и Новороссию, окружённая свитой из высоко­родных придворных и дипломатов. Во время поездки она писала своим зарубежным корреспондентам, ко­торые в свою очередь оповещали Европу о чудесно расцветших зем­лях, о народах, обретших счастье под мудрым правлением Екатерины Великой.

Ей было небезразлично, что ду­мают о России за границей. Но, любя Россию, желая её прославить, Екатери­на порой теряла чувство меры. Так, угощая своих иностранных гостей стерлядью и квасом, императрица уве-

124

 

 

 

ряла их, что русская пища — самая здоровая и вкусная. Известно, что, за­нимаясь сравнительным языкознани­ем, этнографией и другими историче­скими исследованиями, она находила следы славян по всему миру, даже в Перу, Мексике и Чили. Тем не менее её научные изыскания оценили евро­пейские учёные мужи. Она была док­тором свободных искусств Виттенбергского университета, почётным членом Берлинской академии.

ЕКАТЕРИНА II: КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ

В увлечении науками и изящными искусствами проявилась ещё одна сторона многогранной, богато ода­рённой натуры императрицы. Ека­терина занималась коллекциони­рованием: покупала библиотеки, графические и нумизматические собрания (кабинеты), коллекции живописи и скульптуры; приглаша­ла европейских художников укра­шать её дворцы и города.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org