Предыдущая Следующая

В феврале 1759 г. Екатерина Воронцова вышла замуж за князя Михаила Ивановича Дашкова. В мае они отправились в Москву к мате­ри князя, где их ждал непривычный для молодой жены уклад жизни, простой и патриархальный. Свек­ровь Дашковой говорила только по-русски, и невестке вновь пришлось учиться русскому языку. В феврале 1760 г. в семье Дашковых родилась дочь Анастасия, через год — сын Михаил, который умер в младен­честве, а в 17б3 г. — сын Павел.

После более чем двухгодичного отсутствия княгиня с мужем верну­лась в Петербург. По личному выбо­ру наследника престола, будущего императора Петра III, Дашковы были причислены к его двору, Екатерина Романовна не замедлила примкнуть к кружку великой княгини Екатери­ны. Они часто встречались, обмени­вались книгами, дружески переписы­вались (первые известные нам стихи Дашковой — из её писем). Вначале их объединяли главным образом литературные интересы, затем и политические. В государственном перевороте 1762 г., приведшем Ека­терину II на престол (см. статью «Екатерина II и её время»), Дашкова действовала на стороне последней. После того как Екатерина была про-

140

 

 

возглашена императрицей и ей при­несли присягу сенат и Синод, она и Дашкова, переодетые в гвардейские мундиры старого петровского по­кроя, верхом выехали из Петербурга во главе нескольких полков в Петер­гоф, где находился низложенный Пётр III. По пути туда они останови­лись на ночлег, отдыхали на одной кровати, разостлав на ней плащ гвар­дейского капитана, и Екатерина II читала Дашковой проекты первых манифестов. В своих автобиографи­ческих «Записках» Дашкова назвала этот день «самым славным и досто­памятным». В числе других участни­ков переворота она получила в на­граду 24 тыс. рублей, орден Святой Екатерины и стала статс-дамой. Од­нако вскоре после переворота меж­ду ней и Екатериной возникли раз­ногласия. Не последнюю роль в этом сыграло то, что Дашкова стала от­крыто враждебно относиться к фа­вориту Екатерины Григорию Орлову. Екатерина Романовна была отдалена от двора. Получив повеление жить в Москве, она уехала туда в 1764 г., после смерти мужа, оставившего дела семейства расстроенными.

Почти пять лет провела Дашко­ва в первопрестольной и имениях мужа, а в декабре 1769—1771 гг. впер­вые выехала за границу, стремясь удовлетворить свою «безжалостную наблюдательность». Она побывала в Берлине, в Ганновере посетила оперу. В Оксфорде Дашкова осмотрела биб­лиотеку, обратив особое внимание на рукописи русского происхождения, а в Париже и Лионе — мануфактуры, церкви, музеи, театры. В Париже она была очарована Дидро, в Женеве встречалась с Вольтером.

По возвращении Е. Р. Дашкова недолго жила в Петербурге, но в 1772 г. вынуждена была оставить двор в связи с неудавшейся попыткой Н. И. Панина установить в России конституционную форму правления (см. статью «Никита Иванович Па­нин»). Переселившись в Москву, боль­шую часть времени она проводила в подмосковном имении, занималась хозяйством, воспитывала детей, мно­го писала и переводила сочинения знаменитых просветителей.

В 1776—1782 гг. Дашкова вместе с дочерью, её мужем и другими сопро­вождающими предприняла второе за­граничное путешествие с целью дать образование сыну. По совету своего брата Семёна Романовича она при­была в Эдинбург (Шотландия). Сын обучался в знаменитом Эдинбург­ском университете, мать завязала дру­жеские отношения со многими вы­дающимися людьми — историками У. Робертсоном и А. Фергюссоном, физиком Дж. Блэком, экономистом А. Смитом и др. Весной 1779 г., по окончании курса обучения сына, Даш­кова отправилась в путешествие по Англии, Голландии, Бельгии, Франции, Италии и Швейцарии. В Париже она проводила время в обществе Дидро, математика Д'Аламбера, историка Рейналя, в Риме её принимал сам Папа — они обсуждали план создания Вати­канского музея.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org