Предыдущая Следующая

ПРОСВЕЩЕНИЕ

В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Но многовековой путь развития Рос­сии во многом отличался от евро­пейского, и семена Просвещения, попав на русскую почву, принесли иные плоды, нежели на Западе. Во второй половине XVIII столетия Франция уже была на пороге ве­ликой революции, и «третьему со­словию» (всё население, кроме дво­рянства и духовенства) предстояло предъявить исторический счёт мо­нархии и дворянству. Резкая критика просветителями отживших порядков и предрассудков, провозглашаемые

104

 

 

 

Вольтер.

Первый том собрания сочинений Вольтера. 1784 г.

«Энциклопедия» Дидро и Д'Аламбера. Том 27.

Д'Аламбер.

Руссо.

 

 

«Творения»

М. М. Хераскова.

80-е гг. XVIII в.

ими идеалы соответствовали на­строениям будущих вождей рево­люции. Позднее на её знамёнах были начертаны лозунги свободы и равенства.

Между тем Россия времён рас­цвета вольтерьянства, т. е. при Екате­рине II, совершенно не походила на Францию. За фасадом блестящей им­перии лежала огромная страна, абсо­лютное большинство населения кото­рой буквально не поднимало глаз от земли, занимаясь тяжёлым крестьян­ским трудом. Около половины закре­пощённого крестьянства находилось на положении помещичьих рабов. Третьего сословия не было и в поми­не: на промышленных предприятиях царил крепостной труд, а наиболее состоятельные предприниматели из купцов жаждали слиться с могущест­венным и привилегированным дво­рянским сословием. Крепостное пра­во вошло в плоть и кровь России, став привычным, будничным явлением. Его охраняло самодержавие, имевшее в своём распоряжении сильный бю­рократический аппарат, мощную ар­мию и прочную социальную опору в лице «рабовладельческого дворянст­ва». Неудивительно, что идеи западно­европейских просветителей получили в России совсем иное звучание.

Просвещение было поддержано и самодержавием, и дворянством. Они стремились использовать новые культурные веяния в интересах со­хранения существующих порядков. Новому веку отдавала должное сама императрица Екатерина II, страстно желавшая прослыть «просвещённой государыней». Она выставляла напо­каз свои воззрения, заимствованные у французских авторов, состояла в переписке с такими корифеями европейской мысли, как Вольтер, Дидро, Д'Аламбер, и очень ревниво относилась к репутации просвещён­ной правительницы. Идеи Просве­щения не были чужды и консерва­тивной аристократии. Её глашатаем был видный историк, публицист и экономист князь М. М. Щербатов. Находили применение идеи Просве­щения и у либеральных дворян. В их числе директор Петербургской Ака­демии наук Е. Р. Дашкова, историк И. Н. Болтин, дипломаты Н. И. Па­нин и Д. А. Голицын, писатели А. П. Сумароков и М. М. Херасков. Они считали необходимым осовре­менить монархическое правление и смягчить отношения между помещи­ками и крестьянами.

Т. Караф.

Портрет

Д. И: Фонвизина.

Копия неизвестного

художника.

106

 

 

 

нова, философов Я. П. Козельского, Д. С. Аничкова и Н. Н. Поповского. Но даже демократические устремле­ния тех, кого по праву можно счи­тать просветителями, не выходили за пределы, поставленные всё той же российской действительностью.

ИДЕИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И КРЕПОСТНОЕ ПРАВО В РОССИИ

Немало внимания образованная часть общества уделяла крепостно­му праву. Оно не только не вписы­валось в круг просветительских идей, но и рассматривалось умной, дальновидной императрицей как угроза существованию государства. Есть немало документальных под­тверждений тому, что крепостное право было ненавистно Екатери­не II. Вместе с тем она признава­лась: стоит ей поднять голос против крепостничества, и её забросают камнями. Расставаться же с властью даже ради самых дорогих сердцу идей императрица не собиралась.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org