Предыдущая Следующая

(Из сочинений В. О. Ключевского.)

153

 

 

 

 

по одному руслу противоположные желания. Смелость мысли одного с крайней осторожностью другого ва­шей покорнейшей слуге приходи­лось объединять и примирять, и ре­зультаты получались великолепные».

Осторожность и осмотритель­ность были присущи Панину как политику. Флегматичный и уравно­вешенный, корректный и непрони­цаемый, он пользовался уважением как в придворных, так и в дипло­матических кругах. Уподобляя по­литику домоводству, Панин однажды сформулировал императрице сущ­ность своего взгляда на вещи и «ра­бочего метода». «Разумный домоводец, — писал он, — когда что торгует, он соображает прежде всего цену с надобностью, с своим достатком и с пользою, которую из того получает: то же правило служит аксиомой и в политике». Панин всегда действовал систематично, последовательно и неторопливо, выверял каждый свой шаг, принимал во внимание все бла­гоприятные и особенно неблагопри­ятные обстоятельства, трезво рас­считывал последствия, никогда не рисковал, старался избегать опро­метчивых и скоропалительных ре­шений; таковы его правила и «акси­омы». Однажды приняв решение, Панин методично и терпеливо про­водил его в жизнь.

В 1764 г. Российская корона была заинтересована в том, чтобы на польский престол был избран выгодный России кандидат. Кам­панией руководил Панин. Денеж­ные вливания, присутствие русских войск, различные дипломатические акции сделали своё дело. Королём стал ставленник императрицы Ста­нислав Понятовский. «Поздравляю вас с королём, которого мы дела­ли, — писала довольная Екатерина главе своей дипломатии, — сей слу­чай наивящще умножает к вам мою доверенность, понеже я вижу, сколь безошибочны были все вами взятые (т. е. предпринятые. — Прим. ред.) меры». Н. И. Панин даже подыскал королю невесту — португальскую принцессу. Поскольку португаль­ский двор был связан с английским, Англия должна была стать надёж­ным союзником России.

С британцами, правда, дела шли более напряжённо: с трудом удалось заключить торговый договор. А в вопросе об оборонительном союзе «купцы и лавочники» с Темзы (так величал партнёров по переговорам Панин в документах для внутренне­го употребления) обнаружили такое откровенное стремление к односто­ронним выгодам, что министр Ека­терины II пришёл к выводу: «На­дёжнейший в нашу сторону успех должен зависеть от нашей собствен­ной твёрдости и терпения, средст­вом чего дождаться можно ближай­шей англичанам нужды в нашем союзе, не показывая им, будто мы об оном союзе много жадничаем».

Станислав Август Понятовский, король польский.

154

 

 

 

вполне в духе XVIII века — века гран­диозных перемен на политической карте мира, века авантюристов и мечтателей, фантастических идей и рискованных экспедиций.

Хлопоты Панина по организа­ции «системы» привели к укреплению русских позиций в Швеции и Дании, а особенно, конечно, в Польше; спо­собствовали присоединению к России остававшихся под властью Речи Посполитой белорусских и украинских земель. Союз с Пруссией, на котором так настаивал Панин (это была, пожа­луй, самая крупная его ошибка), дал гораздо больше выгод Фридриху II, по его собственному признанию неожи­данно получившему в 1772 г. часть польской земли. Но в этом разделе участвовала и Австрия, дружба с кото­рой, более полезная для России, была возобновлена в 1780 г.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org