216 Ж. Делабарт. Вид с балкона Останкинского дворца под Москвой. о том, что дворяне желают
свободы. Анна Иоанновна сделала некоторые послабления шляхетству в отношении
его обязательной военной службы. Манифест Императрица Елизавета Петровна
пошла ещё дальше навстречу пожеланиям дворянства. Шляхетских детей по-прежнему
записывали в армию уже с младенчества, и в полк они являлись 16— 17-летними офицерами,
служили 10—12 лет, после чего возвращались в свои имения. Не оформленный
специальным указом, такой порядок тем не менее стал правилом, на которое
правительство Елизаветы смотрело сквозь пальцы. Дворяне по-прежнему должны были
служить, а уклоняющихся от службы отдавали в солдаты или матросы, однако
императрица предполагала, что в будущем освободит шляхетство от обязательной
государственной службы. Планировала она отменить и телесные наказания для
дворян. Официально закрепить за дворянством новые права Елизавета
намеревалась в готовящемся своде законов — Уложении. В проекте елизаветинского
Уложения дворянам гарантировались льготные условия при возвращении на службу
и право выезда за границу. Запрещалось арестовывать дворян и ссылать их на
каторгу, если они не пойманы с поличным на месте преступления. Однако новое Уложение при
Елизавете так и не было принято. Только манифест императора Петра III «О
даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» от 18 февраля Дом Пашкова в Москве.
Архитектор В. Баженов. 217 отменил для них обязательную
государственную службу. Манифестом провозглашалось, что каждый дворянин волен
сам определять, где, сколько ему служить и служить ли вообще. Дворяне теперь
практически не несли обязанностей перед государством. При этом они сохраняли
за собой сословные привилегии, в том числе и почти исключительное право владеть
землёй. Никто, кроме дворян и самого государя как первого среди них, не имел
права приобретать землю. Только дворяне могли
занимать высшие чины и должности. В течение 1762—1763 гг. многие дворяне
оставили службу. Они постепенно превращались в сельских жителей, тех
помещиков, облик и быт которых хорошо известны из русской классической
литературы XIX в. Однако дворянство в России
никогда не переставало стремиться к службе, получение чина всегда было его
идеалом. Чин давал власть и почёт, а доходы от службы нередко обеспечивали
безбедную жизнь всего семейства. Манифест Петра III самым
благотворным образом повлиял на развитие культуры. Отныне дворяне,
располагавшие достаточными средствами, могли посвящать своё время чтению книг
и упражнениям в изящных искусствах. К тому же дворяне по-прежнему несли
учебную повинность. Они имели возможность выбора — обучать своих детей в
русских школах или дома, могли давать им образование в Европе, но никто из них
«не дерзал без учения пристойных благородному дворянству наук детей своих
воспитывать...». Провозглашение «вольности»
вызвало небывалое ликование дворянства: «удовольствие было всеобщее и самое
искреннее». Как писал современник, «доброта нашего августейшего государя
вызвала экстаз во всём свете. Я в восторге от этой милости; никогда пи один государь
не оказывал столь явной и общей» милости. Всем была очевидна личная заслуга
Петра III в появлении манифеста. В благодарность сенат даже вознамерился поставить
ему золотую статую, но государь отказался от подобной чести, сказав:
«Употребите это золото на лучшее дело. Если вы сохраните в своих сердцах
благодарное воспоминание о моём царствовании, то это мне будет приятнее золотой
статуи». |