Предыдущая Следующая

В 1766 г. Николая Новикова как одного из самых способных и обра­зованных молодых людей команди­ровали в Москву письмоводителем в Комиссию по составлению проекта нового Уложения (свода основных законов). Там он много узнал о не­лёгкой жизни «среднего рода людей» (ремесленников и мелких торгов­цев) и российского крестьянства. Когда в 1769 г. Комиссия завершила работу, Новиков подал в отставку с военной службы, преисполнившись желанием защищать униженные со­словия российского общества и би­чевать пороки знати.

В 1769 г. Новиков предпринял издание своего первого журнала «Тру­тень». Эпиграфом для него стала сумароковская фраза: «Они работают, а вы их труд ядите». Основная идея сатири­ческого издания сформулирована в одной из публикаций Николая Ивано­вича: «Мнится (т. е. думается. — Прим. ред), что похвальнее бедным быть... и полезным государству членом, неже­ли знатной породы тунеядцем, извест­ным только по глупости, дому, экипа­жам и ливрее».

Жало «Трутня» оттачивалось в дерзкой полемике с журналом самой Екатерины «Всякая всячина», где жизнь в России изображалась впол­не благополучной (здесь если и уми­рают, то не от голода, а от перееда­ния). Венценосная издательница призывала к терпимости, христиан­скому смирению, осуждала «всякое задевание особ». Новиков отвечал: «Больше человеколюбив тот, кто ис­правляет пороки, нежели тот, кото­рый оным потакает». В новиковском журнале высмеивались «жестокосер­дые» помещики, придворные «лас­катели» (т. е. льстецы), судьи, «не имеющие ни совести, ни чести», светские щёголи и высокородные дамы, заражённые «чужебесием». Новиков осмеливался критиковать даже государственную политику. Его, например, возмущала организация внешней торговли России: за «га­лантерейные вещи» — черепаховые гребни, табакерки, ленты и чулки —

Н. И. Новиков.

227

 

 

 

расплачивались «разными домашни­ми безделицами, как-то: пенькой, железом, юфтью (обработанной ко­жей. — Прим. ред.), салом, свечами, полотном...». Таким образом, Россия расплачивалась за аристократиче­ские роскошества товарами первой необходимости. В 1770 г. журнал был закрыт властями.

Уже через три месяца — в июне 1770 г. — Новиков начал издание ещё более смелого журнала «Пусто­меля», который запретили после вто­рого номера. Это заставило издате­ля действовать осмотрительно и дипломатично. В первых номерах своего следующего журнала «Живо­писец» он ограничивался тонкой са­тирой на русские нравы, помещал хвалебные материалы в адрес импе­ратрицы и близких к ней людей: Ека­терины Дашковой, Григория Орлова и других царедворцев. Но уже с пя­того номера «Живописец» принял­ся за запретные темы, критикуя жестокость государства и помещи­ков. В журнале, сотрудниками кото­рого были выдающиеся просве­тители той эпохи А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин, А. П. Сумароков, пе­чатались серьёзные статьи общест­венного значения, переводы произ­ведений европейских мыслителей. В то же время издание сохраняло сатирическую остроту и изобрета­тельность в отражении российской действительности.

«Живописец» пользовался доб­рой славой у читателей самых раз­ных вкусов. Его по праву считали лучшим периодическим изданием России XVIII в., неоднократно пере­издавали ещё при жизни Новикова. Статьи самого Николая Ивановича задавали тон журналу. «Живописец» был запрещён в 1773 г.

Последний журнал Новикова «Кошелёк» продержался всего два месяца. Правительство закрыло его после девятого номера. «Кошелёк» критиковал галломанию — поваль­ное увлечение всем французским в ущерб национальному. Новиков пи­сал: «Русские люди в рассуждении наук и художеств... столько же име­ют остроты, разума и проницания, сколько и французы, но гораздо бо­лее имеют твёрдости, терпения и прилежаний».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org