Предыдущая Следующая

Медаль в память коронования Павла I.

довольно солидного возраста и был женат на немецкой принцессе Вильгельмине, его не допускали на заседа­ния совета при дворе императрицы и не посвящали в дела. Его окружение строго контролировалось императри­цей, что дало повод Павлу сказать во время беседы с королём Франции Лю­довиком XVI: «Ах, я был бы очень не­доволен, если бы возле меня находил­ся хотя бы самый маленький пудель, ко мне привязанный: мать моя велела бы бросить его в воду прежде, чем мы оставили бы Париж».

Павла преследовала навязчивая идея, что его жизнь, как и жизнь отца, может быть прервана насиль­ственным путём. Его опасение под­тверждалось многими обстоятельст­вами. Король Пруссии Фридрих II, которого Павел почитал своим ку­миром, сказал после знакомства с ним: «Он показался гордым, высо­комерным и резким, что заста­вило тех, которые знают Рос­сию, опасаться, чтобы ему не было трудно удержаться на престоле, на котором, буду­чи призван управлять наро­дом грубым и диким, избало­ванным к тому же мягким правлением нескольких им­ператриц, он может подверг­нуться участи, одинаковой с уча­стью его несчастного отца».

Павел I пришёл к власти в нояб­ре 1796 г., после смерти своей мате­ри императрицы Екатерины II. Он начал правление с восстановления прав отца, свергнутого в результате заговора более 30 лет назад. Пётр III не дожил даже до собственной коро­нации, и Павел решил короновать его посмертно. Останки Петра III были извлечены из гробницы и ко­ронованы. Корону императора нёс за его гробом граф Алексей Орлов, обвинённый всем светом в убийстве Петра III. Эта церемония, скорее жут­кая, чем торжественная, лишь увели­чила число врагов Павла. «Важней­шие обитатели столицы пребывали в немом ужасе. Страх и всеобщая не­нависть, внушённые Павлом, точно пробудили в этот момент любовь и сожаление, заслуженные Екатери­ной», — вспоминал позже очевидец этого события. Новый император вернул из ссылки многих поддан­ных, оказавшихся неугодными Ека­терине, например опального литера­тора Н. И. Новикова.

Стремясь оградить раз и навсег­да свои права и права своих наслед­ников на российский престол, Па­вел издал в 1797 г. «Учреждение об императорской фамилии», в ко­тором впервые в истории России установил твёрдый и незыблемый порядок престолонаследия в госу­дарстве. Отныне престол мог занять только прямой потомок императо­ра по мужской линии, а императри­ца могла быть только регентшей при малолетнем наследнике, т. е. управлять страной от имени на­следника, провозглашённого им­ператором, но не коронованного. Женщины получали право на пре­столонаследие, лишь когда не оста­валось представителей династии — мужчин. С тех пор на престоле Рос­сии не было ни одной женщины.

Тогда же Павел подписал Указ о сокращении барщины. Хотя дейст­вие этого указа и тормозилось на местах, а часто и не доходило до от­далённых районов страны, всё же следует помнить, что именно Павел I впервые сделал настоящий шаг к ос­вобождению крестьян от произвола помещиков. Согласно этому доку-

236

 

 

менту, помещик не мог назначить барщину больше определённого ука­зом количества дней (больше трёх). Это должно было, по мысли Павла, существенно облегчить жизнь кре­стьянина и обезопасить страну от новой пугачёвщины. Кроме того, император ограничил привилегии дворян, отменив Жалованную грамо­ту 1785 г. Не трудно себе предста­вить, какую реакцию вызвали эти указы у помещиков. Ненависть к Пав­лу только возросла: его подданные стали составлять заговоры.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org