Неудача в деле, которое он почитал
главным в своей жизни, была жесточайшим ударом для Александра и повлекла за
собой тяжелейший внутренний надлом, глубочайшее разочарование. Гораздо более успешными оказались
начинания государя в области просвещения, где он был достойным наследником
Петра I и Екатерины II. 24
января гимназий и приходских училищ.
Были образованы учебные округа с попечителями во главе. Программы гимназий и
училищ значительно расширили и согласовали так, что у учащихся появилась
возможность последовательно переходить из низших учебных заведений в средние,
а из средних в высшие. Возросло число университетов: в Среди созданных при Александре
I учебных заведений особое место
занимал открытый 19 октября Дух свободомыслия первой половины
царствования Александра I коснулся и цензурного
устава (документа, определявшего ограничения для печатных изданий), утверждённого
9 июля Для руководства делом просвещения
в Портрет М. М. Сперанского. 248 Одну из важнейших задач своего
царствования государь видел в совершенствовании самой системы государственной
власти, в основу которой следовало положить незыблемую законность, увенчанную
конституцией, основным законом страны, а не монаршим произволом.
Преобразования в государственном управлении Александр I доверил
государственному секретарю М. М. Сперанскому, ещё в Законодательную реформу можно
было начинать, но... власти самодержца для этого оказалось недостаточно.
Некоторые современники Александра, особенно люди последующих эпох, не
сомневались, что попытки отмены крепостничества и введения конституционных порядков
в стране потерпели неудачу прежде всего по вине самого государя. Его упрекали
в нерешительности, неискренности... И едва ли справедливо. Беда заключалась в
другом: для осуществления столь прекрасно задуманных и безусловно необходимых
России преобразований он не имел должной опоры в российском обществе.
Дворянство, столько сделавшее для просвещения России, для её военной славы, в
большинстве своём не представляло себе иного устройства государства. Многие искренне
считали, что «крестьянам за помещиками лучше», ибо изуверы крепостники
встречались всё же не часто. А кто-то мыслил в духе Карамзина, полагая, что
преждевременно даровать свободу непросвещённому народу. |