Предыдущая Следующая

Неудача в деле, которое он по­читал главным в своей жизни, была жесточайшим ударом для Александ­ра и повлекла за собой тяжелейший внутренний надлом, глубочайшее разочарование.

Гораздо более успешными ока­зались начинания государя в об­ласти просвещения, где он был до­стойным наследником Петра I и Екатерины II. 24 января 1803 г. уви­дели свет Предварительные правила народного просвещения. Согласно Правилам, рядом с университетами создавалась система средних и низ­ших учебных заведений — уездных

гимназий и приходских училищ. Были образованы учебные округа с попечителями во главе. Программы гимназий и училищ значительно расширили и согласовали так, что у учащихся появилась возможность последовательно переходить из низ­ших учебных заведений в средние, а из средних в высшие. Возросло чис­ло университетов: в 1802 г. основан Университет в Дерпте; в 1803 г. ут­верждён устав Университета в Виль­но; в 1804—1805 гг. созданы уни­верситеты в Казани и Харькове. В Петербурге в 1804 г. открылся пер­вый в России Педагогический инсти­тут, в 1819 г. преобразованный в Санкт-Петербургский университет.

Среди созданных при Алек­сандре I учебных заведений особое место занимал открытый 19 октября 1811 г. Царскосельский лицей. В нём должно было получать образова­ние юношество, «предназначенное к важным частям службы государст­венной». Первый выпуск лицея дал России А. С. Пушкина, его друзей — поэтов А. А. Дельвига и В. К. Кюхель­бекера, великого дипломата, одного из крупнейших политиков Европы XIX в. князя А. М. Горчакова, декаб­риста И. И. Пущина, мореплавателя Ф. Ф. Матюшкина.

Дух свободомыслия первой по­ловины царствования Александра I коснулся и цензурного устава (доку­мента, определявшего ограничения для печатных изданий), утверждён­ного 9 июля 1804 г. В уставе подчёр­кивалось, что цензура существует «не для стеснения свободно мыслить и писать, а единственно для принятия пристойных мер против злоупот­ребления печатным словом». Самим цензорам свыше предписывалось «руководствоваться благоразумным снисхождением».

Для руководства делом просве­щения в 1802 г. было учреждено Ми­нистерство народного просвещения.

Портрет

М. М. Сперанского.

248

 

 

 

Одну из важнейших задач сво­его царствования государь видел в совершенствовании самой системы государственной власти, в основу которой следовало положить не­зыблемую законность, увенчанную конституцией, основным законом страны, а не монаршим произво­лом. Преобразования в государст­венном управлении Александр I до­верил государственному секретарю М. М. Сперанскому, ещё в 1803 г. по поручению царя подготовившему «Записку об устройстве судебных и правительственных учреждений в России». Сперанский стал главной опорой императора в обновлении государственного строя России. К осени 1809 г. Сперанский подго­товил проект «Введения к уложе­нию государственных законов». По своему содержанию этот документ приближался к конституции для Российской империи.

Законодательную реформу мож­но было начинать, но... власти са­модержца для этого оказалось недо­статочно. Некоторые современники Александра, особенно люди по­следующих эпох, не сомневались, что попытки отмены крепостничест­ва и введения конституционных по­рядков в стране потерпели неудачу прежде всего по вине самого госуда­ря. Его упрекали в нерешительности, неискренности... И едва ли справед­ливо. Беда заключалась в другом: для осуществления столь прекрасно за­думанных и безусловно необходи­мых России преобразований он не имел должной опоры в российском обществе. Дворянство, столько сде­лавшее для просвещения России, для её военной славы, в большинстве своём не представляло себе иного устройства государства. Многие ис­кренне считали, что «крестьянам за помещиками лучше», ибо изуверы крепостники встречались всё же не часто. А кто-то мыслил в духе Ка­рамзина, полагая, что преждевремен­но даровать свободу непросвещён­ному народу.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org