Предыдущая Следующая

А кому в России нужна была конституция? Дворянству своих прав хватало, купечество и мещанство са­мостоятельной политической силой себя не ощущали и о конституции не помышляли. Часть правительствен­ных верхов, хотя и полагала, что конституция, возможно, благо для России, решительно настаивать на ней не стремилась, сознавая равно­душие к ней большинства. Мог ли в таких условиях Александр, опираясь лишь на немногих единомышленни­ков, навязывать стране решительные перемены, способные к тому же вы­звать великие потрясения? В резуль­тате конституционный проект Спе­ранского законом для России так и не стал. Были проведены лишь час­тичные преобразования. Предпола­галось, что постепенно вводимые новые порядки со временем пере­растут в конституционные.

1 января 1811 г. был учреждён Государственный совет — высший законосовещательный орган при императоре. Члены его назначались самим государем. На Совет возлага­лось обсуждение всех новых законо­дательных актов, но право законода­тельной инициативы принадлежало только царю. За ним и оставалось последнее слово.

Общественность встретила учреждение Государственного сове­та спокойно — в нём трудно было

Александр I. Гравюра по оригиналу Ф. Волкова. 1814 г.

249

 

 

Медаль работы Ф. Толстого. Император Александр I изображён в виде славянского богатыря Родомысла.

усмотреть призрак ограничения монаршей власти. Ревнители самодержавия в России пек­лись о сохранении едино­властия царя более самого Александра с его конститу­ционными планами и чуть ли не республиканскими мечтаниями.

Гораздо болезненнее дворянство восприняло два указа, представленных Сперан­ским и утверждённых в 1809 г. Указ о придворных званиях устра­нял их связь с чинами гражданской службы, не позволяя сохранить вы­сокий придворный ранг при пере­ходе на другую службу. Это прямо задевало интересы немалой части столичной аристократии. Указ сена­ту о новых правилах производства в чины по гражданской службе вводил экзамен на чин для чиновников. Цель указа была очевидна: дать Рос­сии грамотное чиновничество, по­высить его образовательный уро­вень. Чиновный люд как в столицах, так и в провинции встретил указ с откровенным унынием, быстро пе­реросшим в раздражение. Имя Спе­ранского стало ненавистным для множества дворян и чиновников, не имел он опоры и в верхах, исключая, пожалуй, самого государя, который не пожелал идти против мнения дво­ра и многих влиятельных государст­венных деятелей.

В марте 1812 г. Сперанский по­лучил отставку и был сослан. «Дней Александровых прекрасное начало...» окончательно ушло в прошлое.

ВОЕННАЯ ГРОЗА

Главным событием царствования Александра I стала война с Наполео­ном, начавшаяся 12 июня 1812 г.

Гроза двенадцатого года

Настала кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский Бог?

Так вопрошал Пушкин в X главе «Ев­гения Онегина». Несколько десяти­летий спустя ему ответил Лев Тол-

стой в романе «Война и мир»: «Дуби­на народной войны поднялась со всей своей грозной и величествен­ной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разби­рая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие».

Александр Павлович в решаю­щий для отечества час проявил должную решительность. Получив известие о вторжении французов, Александр твёрдо пообещал: «Я не по­ложу орудия, доколе ни единого не­приятельского воина не останется в царстве моём». Слово своё он сдержал. Мудро уступив общественному мне­нию и назначив нелюбимого им Ку­тузова главнокомандующим, импера­тор дал армии вождя, который привёл её к победе. Война закончилась «пол­ным истреблением неприятеля».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org