Предыдущая Следующая

Ещё в плену М. Тухачевский узнал о том, что на родине про­изошла Февральская революция. Наконец, с пятой попытки, ему удалось бежать из плена. На родину он вернулся в октябре, ко­гда страна переживала колоссальный социальный переворот. Он восстановился в своём Семёновском полку, стоявшем в столице. Однако Россия выходила из войны, и старую армию упраздня­ли. В первую очередь это коснулось гвардии. Семёновский полк распустили, и молодой подпоручик, ставший «безработным», от­правился домой,

КРАСНЫЙ КОМАНДАРМ

После увольнения из армии М. Тухачевский не оставил твёрдо­го намерения посвятить жизнь военной профессии. Большая часть офицерства восприняла Октябрь враждебно, некоторые отправлялись на Дон в Добровольческую армию сражаться с большевиками.

Однако Тухачевский прослужил в гвардии весьма недолго и не чувствовал нерушимой сословной связи со старым офицерст-

В. Маяковский. Плакат из серии «Окна РОСТА». 1920 г.

319

 

 

вом. Поэтому он без предубеждения был готов служить молодой Советской республике. В конце марта 1918 г. Михаил узнал о том, что в Красную армию привлекаются бывшие офицеры. И уже 5 ап­реля вновь поступил на военную службу. Желая служить новому государству не за страх, а за совесть, он стал большевиком.

В то время в Красной армии энтузиасты из офицерской сре­ды были такой редкостью, что «поручиком-коммунистом» заин­тересовался сам В. Ленин. Затем события стали развиваться, как в восточной сказке. Глава советского правительства пригласил 25-летнего подпоручика к себе на беседу. М. Тухачевский сказал в разговоре с В. Лениным, что надо создавать регулярную армию, и изложил свои мысли об этом. Эти соображения пришлись очень по душе его собеседнику. Сёстры вспоминали Михаила после этой встречи: «Радостно возбуждённый, полный надежд, он рассказывал нам о предстоящей работе по организации но­вой армии. „Откуда ей взяться, этой новой армии?" — усомни­лась мама. Но Михаил горячо доказывал, что новая армия будет создана и он твёрдо решил связать свою судьбу с ней».

19 июня М. Тухачевский отправился на Восточный фронт — уже командармом. А ведь прежде такие должности занимали только генералы!

В сентябре армия Тухачевского взяла город Симбирск. Это была одна из первых побед Красной армии. В. Ленину, который в это время выздоравливал после ранения 30 августа, командо­вание направило телеграмму: «Взятие Вашего родного города -это ответ на Вашу одну рану, а за вторую — будет Самара». «Взя­тие Симбирска, моего родного города, — отвечал председатель Совнаркома, — есть самая целебная, самая лучшая повязка на мои раны. Поздравляю красноармейцев с победой».

В 1919 г. армия Тухачевского совершила трудный переход через Уральский хребет. В июле после четырёхдневного боя был взят Челябинск За это командарма наградили первым советским орденом — орденом Красного Знамени.

Всех поражала его молодость. Пленный колчаковский гене­рал Римский-Корсаков, увидев командарма, был потрясён до глу­бины души. «Генерала, — рассказывал свидетель, — чуть родимчик не хватил. Надо было слышать, с каким недоумением он выдавил из себя: „Вы командарм? Да сколько же Вам лет? Простите, я Вас принял за адъютанта"». «Что же делать! — рассмеялся Тухачев­ский. — Почти все генералы сбежали от нас. Приходится доволь­ствоваться поручиками и капитанами. Я командарм...»

В декабре армия Тухачевского вступила в столицу адмира­ла Александра Колчака — город Омск. За это командующий по­лучил высшую в то время награду — почётное революционное оружие, или «Золотое оружие». Так называли шашку со знаком ордена Красного Знамени на вызолоченном эфесе.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org