Предыдущая Следующая

323

 

 

 

ли в попытках вытеснить из Красной армии конницу и заменить её танками. Это обвинение горячо поддерживал и Семён Михай­лович. После суда он написал записку, в которой излагал свои впечатления о процессе. Будённый замечал: «Тухачевский с са­мого начала суда, при чтении обвинительного заключения и при показании всех других подсудимых, качал головой, подчёрки­вая тем самым, что, дескать, всё это неправда, всё не соответст­вует действительности».

Обращаясь к одному из обвиняемых, который рассказывал об измене Тухачевского и других, маршал спросил с безнадёж­ной иронией: «Скажите, это Вам не снилось?». По другим свиде­тельствам, он произнёс: «Мне кажется, я во сне».

Суд приговорил М. Тухачевского и семерых его «сообщников» к высшей мере наказания. 12 июня 1937 г. 44-летнего маршала расстреляли. На следующий день о состоявшейся казни «изменни­ков и врагов народа» сообщили все советские газеты...

В эти месяцы маршал как-то обронил: «Как я в детстве просил купить мне скрипку! А папа из-за вечного безде­нежья не смог сделать этого. Может быть, вышел бы из меня профессио­нальный скрипач...».

Несмотря на все тревожные признаки, на первомайском параде Михаил Ни­колаевич как ни в чём не бывало пер­вым поднялся на трибуну для воена­чальников. Но уже через несколько дней, 11 мая, над его головой прозвучал новый раскат грома. Его сняли с поста заместителя К. Ворошилова и назна­чили командовать Волжским военным округом.

Туда он отправился в конце мая. Ус­лышав о первых арестах среди воен­ных, с болью воскликнул: «Какая-то грандиозная провокация!». Он уже до­гадывался, что его ожидает. 26 мая М. Тухачевский прибыл к новому мес­ту службы в Куйбышев (ныне Самара). В тот же день он произнёс свою по­следнюю речь. Один из слушателей, видевший маршала за два месяца до этого, впервые заметил седину в его волосах. На следующий день случи­лось то, что исподволь готовилось по­следние полгода, — Михаила Николае­вича арестовали.

НЕСТОР МАХНО

(1888—1934)

Н. Махно.

В годы гражданской войны крестьяне неохотно оставляли зем­лю, чтобы взять в руки оружие. Только в рядах партизанской «Зе­лёной армии» они сражались добровольно и с большой охотой. На Украине её возглавлял знаменитый «батька Махно».

Родился Нестор Иванович Махно 27 октября 1888 г. в боль­шом селе Гуляй-Поле под Екатеринославом (ныне Днепропет­ровск). Младший ребёнок в многодетной семье, Нестор с детст­ва испытал нужду и голод. Семилетним мальчиком пошёл в под­паски, потом работал по найму.

18-летний Нестор примкнул к «хлеборобам-анархистам». В борьбе с государством молодые анархисты не стеснялись при­менять самые решительные меры. В частности, устроили на­падение на почтовую карету, чтобы изъять деньги на революци­онные цели. Махно при этом застрелил пристава. В 1908 г. участ­ников нападения арестовала полиция, а суд приговорил к по­вешению.

Махно просидел в камере смертников, ожидая казни, 52 дня, «В силу моего несовершеннолетия, — писал он (ему ещё не ис­полнился 21 год. — Прим. ред.), — я избежал казни, которую ис­пытали лучшие из моих друзей». Повешение заменили бессроч­ной каторгой. В заключении в Бутырской каторжной тюрьме он много читал, пополнял своё образование. Как бессрочника, его заковали в ножные и ручные кандалы. В тюрьме он провёл во­семь лет и восемь месяцев. Его товарищ по заключению, анар-

324

 

 

 

хист П. Аршинов, вспоминал: «Упорный, не могущий помирить­ся с бесправием личности, он всегда спорил с начальством и веч­но сидел по холодным карцерам, нажив себе туберкулёз лёгких».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org