Предыдущая Следующая

Февральская революция освободила политзаключённых. 2 марта 1917 г. из ворот Бутырской тюрьмы вышел и Нестор Мах­но. Ему было 28 лет. Недолго подышав воздухом революционной Москвы, он отправился домой, в Гуляй-Поле. Здесь его встрети­ли с большим почтением как заслуженного политкаторжанина и революционера. Нестора Махно избрали главой местного Со­вета крестьянских депутатов. Как противник любой власти, он не­много смущался такой должности. Даже послал, как говорил по­том, «наивную» телеграмму об этом одному видному анархисту. Но размышлять и колебаться было некогда.

Махно, конечно, с возмущением отвергал идею «ожидания Учредительного собрания». Не ждать, а немедленно передать зем­лю крестьянам! Под влиянием Махно летом и осенью 1917 г. ме­стные крестьяне провели «чёрный передел». Потом Махно заме­чал, что Октябрь ничего не добавил к их завоеваниям — ведь зем­лю они взяли раньше.

До 1918 г. никто не трогал необычную крестьянскую «воль­ницу». Только однажды их побеспокоила государственная власть. В сентябре 1917 г. в Гуляй-Поле прислали комиссара Временно­го правительства. Махно вежливо пригласил его к себе. Однако комиссар, судя по всему, решил, что сейчас над ним учинят са­мосуд. «Он старался объяснить цель своего приезда, — вспоми­нал Махно, — но у него не выходило: губы дрожали, зубы стуча­ли, и сам он то краснел, то бледнел, смотря в пол. Я попросил его в 20 минут покинуть Гуляй-Поле и в два часа — пределы его ре­волюционной территории», что тот и поспешил исполнить.

Весной 1918 г. Украину заняли германские войска. Услышав, что в Гуляй-Поле вошли немцы, Нестор Махно расплакался. В мае он отправился в Москву посоветоваться, что делать дальше. Здесь он встретился с Владимиром Лениным, идейным вождём анар­хизма Петром Кропоткиным, многими видными анархистами. Вскоре Махно решил вернуться на Украину.

Здесь он начал партизанскую борьбу. «Мы крестьяне, — гор­до обращался он к своим сторонникам, — мы человечество». Повстанцы боролись с любой властью, вмешивавшейся в кресть­янскую жизнь: и с Симоном Петлюрой, и с Антоном Деники­ным. В декабре 1918 г. Н. Махно решился на отчаянно дерзкую вылазку. Около трёх сотен партизан заняли Екатеринослав. Здесь они встретили Новый, 1919 год. После этого имя Махно стало известно всей России. Правда, партизаны удерживали город лишь несколько дней, большинство из них погибло при отступ­лении. Начав с малого, за год Н. Махно сумел создать целую кре­стьянскую армию. Летом 1919 г. ему подчинялось уже около 55 тыс. человек. Партизаны сражались под чёрными знамёнами с надписями: «Свобода или смерть!».

Кукрыниксы. Карикатура на Н. Махно.

НЕСТОР МАХНО

И БЫВШИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Весной 1917 г. Н. Махно вышел на сво­боду из Бутырской тюрьмы и отправил­ся на родину, в Гуляй-Поле. Здесь на улице он столкнулся с бывшим по­лицейским, при обыске ударившим по щеке его мать. Тот встретил его слова­ми: «Нестор Иванович, здравствуй­те!» — и приветливо протянул руку. Махно вспоминал: «Ужас! Я весь за­дрожал и неистово закричал: „Пошёл вон, подлец, от меня, или я сейчас же тебе всажу пулю!"». А своим товари­щам он сказал тогда: «Важно схватить этих негодяев всех и затем убить, по­тому что такие люди вредны для вся­кого человеческого общества. Они неисправимы в самом из худших пре­ступлений — продаваться за деньги самим и предавать других».

325

 

 

 

ным титулом — «комбриг батько Махно». За взятие в марте 1919 г. Мариуполя Махно наградили орденом Красного Знамени.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org