Предыдущая Следующая

ОБРАЗОВАНИЕ ГПУ

Слишком большая власть ЧК вызывала в партии некоторое недо­вольство. «Правда» писала в 1919 г., что лозунг «Вся власть Советам!» подменяется лозунгом «Вся власть чрезвычайкам!».

Поэтому после окончания гражданской войны права чекис­тов решено было ограничить. 6 февраля 1922 г. Совнарком объ­явил об упразднении ВЧК.

Вместо ЧК создавалось Главное политическое управление (ГПУ). Чекисты теряли право судить и расстреливать (правда, уже в октябре это право им вернули). Теперь все дела рассматривал суд,

Советский журналист Михаил Кольцов замечал: «Чека пере­строилась в ГПУ. В прежние годы рабочий, председатель провин­циальной Чеки, писал карандашом на обрывке постановления: „Расстрелять Мильниченко как гада мировой буржуазии, а также семерых с ним в камере". Теперь ГПУ работает под надзором про­куратуры, совместно с судом...».

390

 

 

 

«Буквы „ГПУ" не менее страшны для наших врагов, чем бук­вы „ВЧК", — говорил Григорий Зиновьев, — Это самые популяр­ные буквы в международном масштабе».

Название ведомства чекистов менялось ещё много раз. Так, в 1923 г. оно превратилось в ОПТУ (Объединённое государствен­ное политическое управление).

«ПРОЦЕСС ЭСЕРОВ»

8 июня 1922 г. в Москве, в Колонном зале Дома Союзов (бывшем Дворянском собрании), открылся знаменитый «процесс эсеров». На скамье подсудимых оказались 22 эсера, в том числе 12 чле­нов ЦК во главе с Абрамом Гоцем и Евгением Тимофеевым. Боль­шинство из них находились в тюрьме ещё с 1919 г. Эти подсуди­мые держали себя стойко и вызывающе.

Некоторые из них, отвечая на вопрос о виновности, призна­ли себя виновными только в том, что недостаточно боролись с властью большевиков. Кроме них на скамье подсудимых оказа­лись ещё 12 «раскаявшихся» эсеров. Теперь они признавали свою вину и давали показания против своих бывших товарищей. Их защиту вёл сам Николай Бухарин.

Почти одновременно с началом процесса объявили о тяжё­лой болезни Ленина. Сообщалось, что она вызвана раной, полу­ченной в 1918 г. во время покушения эсерки Ф. Каплан. Это уси­лило враждебное отношение к подсудимым. Пункты обвинения на суде гласили: «Попытка по­кушения на тов. Ленина», «По­кушение на Зиновьева и убий­ство Урицкого», «Убийство тов. Володарского», «Покушение на тов. Троцкого»...

Последнее слово подсудимого Лихача на «процессе эсеров».

391

 

 

 

«ДЕЛО ТАГАНЦЕВА»

Одним из множества дел Чрезвычай­ной комиссии стало дело «Петроград­ской боевой организации» (1921 г.). Но оно приобрело особенную извест­ность, т. к. по нему был расстрелян поэт Николай Гумилёв.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org