Предыдущая Следующая

Бухаринцы хитрые змеи болот,

Националистов озлобленный сброд.

Они ликовали, неся нам оковы,

Но звери попались в капканы Ежова.

Великого Сталина преданный друг,

Ежов разорвал их предательский круг.

Разгромлена вся скорпионья порода

Руками Ежова — руками народа.

И Ленина орден, горящий огнём,

Был дан тебе, сталинский верный нарком.

В 1938 г. Сталин начал готовить смещение Ежова. Оно произо­шло как бы в два этапа. Сначала Ежов получил дополнительную должность наркома водного транспорта. Никаких подозрений это не вызвало. Тем неожиданнее было сообщение в газетных разделах «Хроника» 8 декабря 1938 г. Оно гласило, что Н. Ежов освобождён от должности наркома внутренних дел «согласно его просьбе». Маленькая заметка предвещала серьёзные переме­ны в жизни страны. Была предрешена и судьба самого Ежова, 21 января 1939 г. газета «Правда» в последний раз поместила его фотографию. Он сидел вместе со Сталиным в президиуме траур­ного заседания по случаю годовщины смерти Ленина.

Николай Ежов знал, что его ждёт арест. Как-то в это время он заметил своему преемнику Лаврентию Берии: «Что же, я всё понимаю. Моя очередь при­шла». Вскоре Ежов был аресто­ван и спустя год казнён по об­винению в шпионаже и терро­ре. Расстреляли его, по некото­рым данным, 4 февраля 1940 г. В момент расстрела он крикнул: «Да здравствует Сталин!».

В печати об этом ничего не сообщалось: прославленный нарком просто бесследно исчез. Только город Ежово-Черкесск переименовали в Черкесск. На вопросы о Ежове партийные ра­ботники отвечали, что он спил­ся, лишился рассудка и живёт в психиатрической больнице. Это служило и косвенным объ­яснением «перегибов» в арестах 1937-1938 гг.

422

 

 

 

РЕЛИГИЯ И ЦЕРКОВЬ

В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

ПОМЕСТНЫЙ СОБОР 1917 ГОДА

Февраль 1917 г. поставил Русскую Православную церковь в со­вершенно новое и необычное для неё положение. Впервые со времён Петра I церковь освобождалась от подчинения го­сударству.

Руководство православной церкви признало Февральскую революцию. 9 марта 1917 г. Святейший синод призвал верую­щих «довериться Временному правительству, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни».

Самой церкви теперь коренным образом предстояло изме­нить свою жизнь. Эти перемены начались немедленно. С весны 1917 г. православные епископы впервые за сотни лет стали из­бираться самими верующими на епархиальных съездах.

Идеи созыва соборов и восстановления патриаршества вы­сказывались в среде духовенства и общественности ещё в XIX в, В 1905 г. члены Святейшего синода даже предложили царю со­звать собор и избрать патриарха. Николай II отвечал, что столь великие дела не должны совершаться в такое тревожное время. По иронии судьбы время, в которое их пришлось осуществлять, оказалось ещё более тревожным.

15 августа 1917 г. в Успенском соборе Московского Кремля открылся Поместный собор Русской Православной церкви. На открытии собора присутствовал глава Временного правитель­ства Александр Керенский. Московский митрополит Тихон го­ворил, что собор «воплотил мечты и чаяния лучших сынов Рус­ской Церкви, которые жили мыслью о возобновлении соборной жизни Церкви, но не дожили до этого счастливого дня».

Через три дня после Октябрьского переворота, 28 октября, собор принял решение о восстановлении в Русской Православ­ной церкви патриаршества, упразднённого в 1703 г.

5 ноября на патриарший престол был избран митрополит Тихон (см. ст. «Патриарх Тихон»).

Работа Поместного собора продолжалась более года. Он за­кончил её 1 сентября 1918 г., став свидетелем величайших по­трясений и перемен в жизни страны.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org