Предыдущая Следующая

ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

В 1921 г. Поволжье охватил очень сильный голод (см. ст. «Воен­ный коммунизм и нэп»). Патриарх Тихон призвал оказать голо­дающим международную помощь и создал Всероссийский цер­ковный комитет помощи голодающим. Он выразил готовность пожертвовать голодающим часть храмовых ценностей. Однако государство отказалось принять помощь церковников. Создан­ный церковный комитет был запрещён.

19 февраля 1922 г. патри­арх Тихон разрешил жертво­вать в пользу голодающих цер­ковные ценности, «не имеющие богослужебного употребления». Но уже 23 февраля власти (ВЦИК) приняли решение изъ­ять из храмов все ценности на нужды голодающих. Изъятия церковных ценностей нача­лись по всей стране.

Надежда Мандельштам так описывала сцену одного из по­добных изъятий: «Священник, пожилой, встрёпанный, весь дрожал, и по лицу у него кати­лись крупные слёзы, когда сди­рали ризы и грохали иконы прямо на пол. Проводившие изъятие вели шумную антире­лигиозную пропаганду под плач старух и улюлюканье толпы, развлекающейся невиданным зрелищем».

Патриарх Тихон в посла­нии 28 февраля резко осудил

Митрополит Петроградский Вениамин.

МИТРОПОЛИТ ВЕНИАМИН

Василий Казанский, будущий митропо­лит Вениамин, родился в 1874 г. в се­мье священника. Епископом он стал в 1910г.

После Февральской революции 1917 г. верующие Петрограда на епархиальном съезде избрали его митрополитом Пет­роградским (хотя высшее духовенство поддерживало другого кандидата). «По­чему это произошло? — вспоминал позднее Вениамин. — Только потому, что меня хорошо знал простой петро­градский народ, так как я в течение 23 лет перед этим учил и проповедовал в церквах на окраинах Петрограда».

В 1922 г. митрополит Вениамин пред­лагал, чтобы церковь добровольно по­могла голодающим. В то же время он протестовал против изъятия церковных ценностей силой. 29 мая 1922 г. он был арестован. Защитник митрополита Я. Гурович говорил на суде: «Стоило ему чуть-чуть поддаться соблазну, признать хоть немного из того, что так жаждало установить обвинение, и митрополит был бы спасён. Он не пошёл на это. Спо­койно, без вызова, без рисовки он от­казался от такого спасения». В последнем слове на суде митрополит Вениамин сказал: «Я, конечно, отвергаю все предъявленные ко мне обвинения, ещё раз торжественно заявляю (ведь, быть может, я говорю последний раз в своей жизни), что политика была мне со­вершенно чужда, я старался по мере сил быть только пастырем душ человече­ских. И теперь, стоя перед судом, я спо­койно дожидаюсь его приговора, каков бы он ни был, хорошо помня слова апо­стола: „Берегитесь, чтобы вам не по­страдать, как злодеям, а если кто из вас пострадает, как христианин, то благо­дарите за это Бога"».

Во время петроградского «церковного процесса» в зале суда.

Во время московского «церковного процесса».

изъятия церковных ценностей и назвал их святотатством.

В ряде мест вспыхнули протесты верующих против изъятий. 15 марта такие волне­ния произошли в Шуе. На го­родской Соборной площади собралась толпа верующих, с колокольни стали бить в набат, По официальному сообщению, толпа встретила подъехавшую конную милицию угрозами и кидала в неё поленья. Прибыли два автомобиля с пулемётами и армейские части, которые вы­стрелами разогнали толпу. Газе­ты сообщили о четырёх убитых и тринадцати раненых. В тот же день начались аресты горожан, замеченных на площади.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org