Предыдущая Следующая

Вскоре после событий в Шуе, 19 марта, В. Ленин напра­вил членам Политбюро секрет­ное письмо, в котором писал: «Именно теперь и только те­перь, когда в голодных местно­стях едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи трупов, мы можем (и потому должны) провести изъятие цер­ковных ценностей с самой бе­шеной и беспощадной энерги­ей и не останавливаясь перед подавлением какого угодно со­противления. Именно теперь и только теперь большинство крестьянской массы будет либо за нас, либо не в состоянии под­держать горстку черносотенно­го духовенства».

И подводил итог: «Чем большее число представите­лей реакционного духовенства удастся по этому поводу рас­стрелять, тем лучше. Надо

426

Субботник по разборке Симонова монастыря. 1925 г.

Современный рисунок.

 

 

 

именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

По всей стране в 1922—1923 гг. прокатилась волна арестов и судов над духовенством и верующими. Арестовывали за утаи­вание ценностей или за протесты против изъятий.

26 апреля 1922 г. в Москве открылся «процесс 54-х» священ­ников и мирян, обвиняемых в сопротивлении изъятию ценностей, В качестве главного свидетеля суд несколько раз вызывал патри­арха Тихона. 8 мая революционный трибунал вынес 12 смертных приговоров подсудимым (расстреляли пять человек).

На следующий день, 9 мая, был взят под домашний арест и сам патриарх Тихон.

9 июня начался суд над священниками и верующими в Пет­рограде (всего судили 86 человек). 5 июля десять обвиняемых, в том числе митрополит Петроградский Вениамин, были приго­ворены к расстрелу (шестеро позднее помилованы).

Почти каждый день газеты сообщали о новых арестах свя­щенников и судах над ними. Показательные процессы шли бо­лее чем в 20 городах. Аресты и расстрелы коснулись не только православного духовенства. Так, в марте 1923 г. приговорили к расстрелу главу католической церкви в России кардинала Яна Цепляка (позднее он был помилован и выслан за границу).

«ЖИВАЯ ЦЕРКОВЬ» (ОБНОВЛЕНЦЫ)

Весной 1922 г. в православной церкви стали возникать группы, получившие общее название «обновленцы» (их также называли «живая церковь»). Всех их роднило то, что они выступали за тес­ное сотрудничество с Советским государством.

Антирелигиозная карикатура

«Святой капитал, святая Русь»

(журнал «Безбожник», 1923 г.).

СУДЬБА «СОРОКА СОРОКОВ»

Про московские церкви издавна гово­рили, что их «сорок сороков». Выра­жение это было скорее образным: на самом деле в 1917 г. в Москве дейст­вовало 845 храмов различных вероис­поведаний.

В годы советской власти почти все они были закрыты. В самое трудное для церкви время, в 1941 г., в столице ос­тавалось не более 15 открытых право­славных церквей.

В 1988 г. в Москве действовало только 67 храмов: 54 православных, семь ста­рообрядческих, один костёл, одна ар­мянская церковь, одна мечеть, две си­нагоги, один молитвенный дом бапти­стов и адвентистов.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org