Предыдущая Следующая

К 1988 г. в стране действовало 19 пра­вославных и 2 буддийских монастыря,

9 монастырей армянской и грузинской церквей.

В то же время иногда в обмен на новые уступки власти шли на некоторые послабления в отношении церкви. В феврале 1930 г. советские газеты напечатали выступление митрополита Сергия, в котором он говорил: «Гонения на религию в СССР ни­когда не было и нет. Исповедание любой веры в СССР свободно и никакими государственными организациями не преследует­ся. Действительно, некоторые церкви закрываются, но происхо­дит это не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих». После этого выступления Сергию было разрешено издавать «Журнал Московской патриархии», который выходил до 1935 г.

В 1942 г. Сергий в книге «Правда о религии в России» при­вёл слова патриарха Филарета (XVII в.): «Церковь молится за го­сударственную власть не в надежде на выгоду, а во исполнение своего долга, указанного волею Божией». «Такова и есть пози­ция нашей патриаршей Русской Церкви в отличие от всяких от­щепенцев за границей и дома», — добавил Сергий.

РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ

В ходе гражданской войны (1918—1921 гг.) около 25 митрополи­тов и епископов Русской Православной церкви оказались за гра­ницей, в эмиграции. Большинство из них были резко настроены против власти большевиков.

Декларация митрополита Сергия 1927 г. окончательно разо­рвала отношения между этой частью духовенства и Московской патриархией. Сергий потребовал от заграничного духовенства «полной лояльности к Советскому правительству».

К. Елисеев. Рисунок, посвящённый

закрытию монастырей. «В Оптиной

Пустыни открыт дом отдыха для

сотрудников Наркомпроса.

— Вот, наконец-то в нашей пустыни

поселились настоящие подвижники и

великомученики»

(«Крокодил». 1925 г.).

434

 

 

В сентябре 1927 г., вскоре после публикации декларации Сер­гия, в сербском городе Сремски Карловцы состоялся собор загра­ничного духовенства из десяти архиереев во главе с митрополи­том Антонием (Алексеем Храповицким). Позднее это событие ста­ли называть «карловацким расколом».

Собор заявил, что «послание митрополита Сергия составле­но не свободно, а под сильным давлением гонителей нашей Свя­той Церкви — большевиков». Ввиду этого собор постановил, что отныне «заграничная часть Церкви должна управляться сама».

Русская Зарубежная церковь стояла на позиции решительной борьбы с Советской властью. В послании её главы митрополита Ан­тония в 1930 г., например, говорилось: «Православные христиане! Встаньте все против красного Антихриста! Властью, данной мне от Бога, благословляю всякое оружие, против красной сатанинской власти поднимаемое, и отпускаю грехи всем, кто в рядах повстан­ческих дружин или одиноким народным мстителем сложит голо­ву за русское и Христово дело».

После декларации Сергия прекратили отношения с Москвой также приходы Северной Америки, создавшие Американскую Пра­вославную церковь. Московская патриархия признала их автоке­фалию (самоуправление) только в 1970 г.

Отделились от Москвы и западноевропейские приходы, пе­рейдя в подчинение патриарха Константинопольского.

ИСТИННО ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

В Советском Союзе значительная часть духовен­ства во главе с митрополитом Ленинградским Иосифом (Петровых) не поддержала деклара­цию митрополита Сергия 1927 г.

Несогласные с декларацией священники и верующие образовали несколько групп под об­щим названием «катакомбная», или «Истинно Православная церковь». Называли их также «непоминающими» за отказ поминать в молитвах Сергия и государственные власти. Истинно пра­вославные христиане считали себя последова­телями патриарха Тихона, хранителями чисто­ты православия. Советскую власть они называ­ли «властью Антихриста», а Русскую Православ­ную церковь — «служанкой Антихриста».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org