Предыдущая Следующая
6 ноября 1943 г. (в годовщину
Октября) выселили 69 тыс. карачаевцев.
23 февраля 1944 г. (в день Красной
армии) — 460 тыс. чеченцев и ингушей.
8 марта 1944 г. (в праздник 8 Марта)
— 33 тыс. балкарцев.
Наконец последними в ноябре 1944 г. разделили судьбу высланных
народов 110 тыс. турок-месхетинцев.
ПОЛОЖЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ
Война закончилась. Вернувшись
в родные места, солдаты находили пустые дома и заброшенные селения. Они
отправлялись на поиски своих близких и находили их в ссылке. Здесь у
фронтовиков отбирали все полученные на войне награды и записывали их в число
ссыльных — «спецпереселенцев». Все спецпереселенцы обязаны были каждый месяц
отмечаться в комендатуре. Неявка наказывалась заключением на полгода. Закончив
школу, дети переселенцев не могли продолжать образование в других городах.
Первое время высланные
надеялись, что после окончания войны власти «разберутся» и разрешат им вернуться
на родину. Но 26 ноября 1948
г. вышел указ, который гласил, что все переселённые
народы высланы навечно, а самовольная отлучка из мест поселения карается
двадцатью годами каторжных работ.
ВОЗВРАЩЕНИЕ СОСЛАННЫХ НАРОДОВ
В 1955—1956 гг. власти сняли
ограничения с большинства высланных народов: им разрешили покидать места
ссылки.
Но возвращаться на родину
позволили не всем. С немцев обвинение в предательстве сняли только в августе 1964 г. Селиться же в
Поволжье им не разрешали до 1972
г. Среди них в эти годы возникло весьма широкое
национальное движение. Одна-
ДВИЖЕНИЕ
КРЫМСКИХ ТАТАР
С 1956 г. крымские татары
начали подавать коллективные письма властям с просьбой разрешить вернуться на
родину. В группы по составлению этих писем вошло около 5 тыс. человек. В 1966 г. под одним из таких
обращений подписались 130 тыс. человек — почти весь народ. Но никакого ответа
на все эти письма так и не последовало.
С середины
60-х гг. движение крымских татар сблизилось с правозащитным движением.
Генерал Пётр Григоренко (см. ст. «Пётр Григоренко»), выступая в 1968 г. перед крымскими татарами
на встрече в одном московском ресторане, сказал: «Перестаньте просить! Верните
то, что принадлежит вам по праву!». Эта встреча закончилась пением
«Интернационала», причём пели и случайные посетители ресторана, и его
работники.
В
1966—1968 гг. движение крымских татар стало выливаться в новую форму —
массовых митингов и демонстраций. Их разгоняла милиция, было осуждено более
двухсот активистов движения. Но эти протесты заставили власти принять указ 1967 г., который наконец
снял с крымских татар обвинение в «измене родине». Правозащитница Людмила
Алексеева писала: «То, чего не удалось добиться за восемь лет смиренных
просьб, было вырвано за три года энергичных всенародных протестов». Однако в
том же указе подчёркивалось, что крымские татары «укоренились на новых
местах», и им не разрешалось возвращение на родину. После указа движение
крымских татар сделало ещё один шаг в своём развитии: тысячи людей стали
возвращаться на родину, не дожидаясь разрешений.
С 1967 г. крымские татары
начали ставить на пустырях в Крыму палаточные городки и селиться в них. Власти
постоянно сносили их бульдозерами. Случалось, разрушали и купленные татарами
дома. В 1978 г.
после одного такого выселения крымский татарин Муса Мамут в знак протеста
покончил с собой, совершив самосожжение. Эта «бульдозерная война» продолжалась
вплоть до 1990 г.
571
ко его участники, как правило,
требовали не возвращения в Поволжье, а выезда в Западную Германию. Предыдущая Следующая
|