Предыдущая Следующая

Двум народам — крымским татарам и туркам-месхетинцам — было вообще отказано в праве вернуться в места искон­ного проживания. В течение 60—80-х гг. продолжалась борьба этих народов за возвращение на родину.

 

 

 

 

 

 

 

 

«ОТТЕПЕЛЬ»

«ДЕЛО ВРАЧЕЙ»

13 января 1953 г. газета «Правда» поместила передовую статью под сенсационным заголовком «Подлые шпионы и убийцы под маской профессоров-врачей».

В статье сообщалось, что арестованы девять «врачей-вреди­телей» (профессора Вовси, Виноградов, Фельдман, Этингер, Гринштейн и др.). «Правда» писала: «Участники террористиче­ской группы, используя своё положение врачей и злоупотребляя доверием больных, злодейски подрывали здоровье последних... Жертвами этой банды человекообразных зверей пали товарищи Жданов и Щербаков. Преступники признались, что они, восполь­зовавшись болезнью товарища Жданова, умышленно скрыли имевшийся у него инфаркт миокарда, назначили противопока­занный этому тяжёлому заболеванию режим и тем самым умерт­вили товарища Жданова».

«Презренных наймитов, продавшихся за доллары и стерлин­ги, советский народ раздавит, как омерзительную гадину», — го­ворилось в заключение.

Об атмосфере следствия по «делу врачей» писал позднее один из арестованных Яков Рапопорт: «М. С. Вовси и В. Н. Вино­градов говорили мне, что они признали все свои вымышленные преступления. М. С. Вовси даже рассказал мне, как от него потре­бовали признания в том, что он был ещё и немецким шпионом и что он при этом расплакался, сказав: „Чего же вы ещё от меня хотите, ведь я же признался, что был американским и английским шпионом, неужели этого мало? Немцы расстреляли в Двинске всю мою семью...". В ответ он получил матерную ругань и требо­вание: „Профессор, нечего запираться, признавайся, что был и немецким шпионом!". И М. С. Вовси подписал, что был и немец­ким шпионом тоже». Сам Я. Рапопорт «признаваться» отказался, как и некоторые другие арестованные.

На общество «дело врачей» произвело сильное впечатление, особенно тот факт, что большинство из них носили еврейские фамилии. Люди отказывались лечиться у врачей-евреев. Пусто­вали поликлиники и аптеки. Хирург Борис Петровский расска­зывал о своём рабочем дне 13 января: «В большой 12-местной па­лате меня встретил гул голосов спорящих, возбуждённых боль­ных. Когда я вошёл, все смолкли, выжидательно и настороженно уставились на меня. Я по возможности спокойно сказал, что по-

575

 

 

 

ЛИДИЯ ТИМАШУК

В августе 1948 г. у члена Политбюро Андрея Жданова ухудшилось состояние здоровья из-за сердечного заболева­ния. Одна из его врачей, Лидия Тимашук, считала, что у пациента инфаркт. Но остальные врачи поставили другой диагноз. Вскоре Жданов скончался.

Лидия Тимашук написала в охрану Ста­лина, что Жданова лечили неправиль­но, вредительски. Тогда это письмо ос­талось без ответа. Но в 1952 г. Сталин вспомнил о нём и распорядился начать «дело врачей».

Спустя неделю после сообщения об аресте «врачей-вредителей» был при­нят указ о награждении Л. Тимашук ор­деном Ленина «за помощь, оказанную Правительству в деле разоблачения врачей-убийц». Из разных уголков стра­ны ей стали приходить письма, люди восхищались её поступком, и в печати появлялись подборки «Почта Лидии Тимашук». Воображение поражал тот факт, что простой незаметный врач, рядовой советский человек повлиял на судьбу огромной страны.

Когда «дело врачей» было прекраще­но, «Правда» сообщила, что указ о на­граждении Л. Тимашук отменён «как неправильный в связи с выявившими­ся в настоящее время действительны­ми обстоятельствами». Орден Ленина был у неё отобран. Впрочем, через год за свою работу она получила другой орден — Трудового Красного Знамени.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org