Предыдущая Следующая

615

 

 

 

МАССОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Собственно диссидентское движение, как правило, ограничивалось рамками интеллигенции. Национальные движе­ния часто бывали значительно шире.

Одним из ярких примеров может слу­жить движение крымских татар за воз­вращение на родину. В нём участвова­ла большая часть этого народа (см. ст. «Переселение народов»).

Достаточно массовым было и нацио­нальное движение в Прибалтике — особенно в Литве. Только в 1956 г. со­ветским властям удалось уничтожить последние отряды партизан — «лесных братьев», сражавшихся за независи­мость страны. Память об эпохе воору­жённой борьбы была ещё жива, когда в начале 70-х гг. в Литве поднялась новая волна национального движения.

В мае 1972 г. в городском сквере Кау­наса совершил самосожжение 18-лет­ний юноша Ромас Каланта. Он сделал это «в знак протеста против оккупации Литвы советскими войсками». Его по­хороны 18 мая переросли в многоты­сячную демонстрацию молодёжи. С пе­нием народных литовских песен люди направились к месту самосожжения. Они скандировали: «Литва!», «Свобо­да!». Милиция попыталась разогнать толпу, при этом один милиционер был ранен камнем. На следующий день де­монстрация продолжилась, и власти арестовали около четырёхсот человек. Восьмерых из них приговорили к тю­ремному заключению. После этих со­бытий родилась традиция — каждый год в мае на место гибели Р. Каланты возлагать цветы.

Массовые демонстрации в Вильнюсе проходили также в 1975 и 1977 гг. пос­ле футбольных матчей. 7 октября 1977 г., в день принятия «брежнев­ской» конституции, около тысячи че­ловек прошли по улицам города, выкри­кивая: «Долой конституцию оккупан­тов!», «Свободу Литве!», «Русские, убирайтесь вон!». Через три дня де­монстрация повторилась. В ответ на выкрики против русских кто-то из тол­пы крикнул: «Здесь с вами и русские!».

«Выход диссидентов из подполья» начался в 1965 г. Этому предшествовал украинский вариант «дела Даниэля и Синявско­го». В 1965 г. на Украине арестовали и осудили около 20 деяте­лей литературы и искусства. Все они очень умеренно выступали в защиту украинской культуры. Во время судов над ними дисси­дентское движение на Украине усилилось и окрепло. Один из арестованных, Михайло Осадчий, вспоминал, как проходил суд над ним: «„Слава!.. Слава!.. Слава!.." — кричала толпа, запрудившая всю Пекарскую (такое было все пять дней). Нам бросали цветы, они падали на металлическую крышу машины, сквозь щели в две­рях, к нам. Когда мы шли в помещение суда, то шли по ковру из живых весенних цветов, нам жаль было их топтать...».

Появилась и украинская «демонстрация на Пушкинской пло­щади». Ею стало ежегодное возложение цветов к памятнику Тарасу Шевченко. В 1967 г. милиция арестовала несколько участников ме­роприятия. Тогда остальные 300 человек провели демонстрацию в центре Киева и добились освобождения задержанных.

С 1970 г. начал выходить «Украинский вестник», подобный московской «Хронике текущих событий». До 1975 г. вышло де­вять выпусков. Возникли и открытые диссидентские группы, в том числе в 1976 г. — Украинская Хельсинкская группа. Послед­него её участника власти арестовали в 1981 г.

РУССКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ

Русское национальное движение, как и украинское, так и не вы­лилось в массовое, оставшись только составной частью движе­ния диссидентов.

Как и диссидентское движение в целом, оно тоже начина­лось с подполья. Его участникам в начале 60-х гг. удалось создать в Ленинграде самую крупную подпольную организацию в Рос­сии — Всероссийский Социал-Христианский Союз освобожде­ния народа (ВСХСОН). Незадолго до арестов в 1961 г. она насчи­тывала 28 членов и 30 кандидатов, опиралась в основном на идеи Николая Бердяева и Фёдора Достоевского.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org