Предыдущая Следующая

В печати и по телевидению вновь заговорили о «наведении порядка и дисциплины». В мае 1985 г. вышел известный указ о борьбе с пьянством. Вдвое сократили продажу водки, а в Крыму и Закавказье вырубили тысячи гектаров виноградников. В итоге у винных магазинов выросли громадные очереди и резко увели­чилось потребление самогона (более чем в пять раз).

Возобновились и массовые аресты «взяточников», особен­но в Узбекистане. В 1986 г. арестовали, а позднее осудили на 12 лет заключения зятя Леонида Брежнева Юрия Чурбанова.

В апреле 1985 г. М. Горбачёв впервые ввёл в оборот слово «перестройка», которое сначала понималось довольно узко — как перестройка экономики. В области творческих или граждан-

на себя всю ответственность за судь­бу республики». Комитет потребовал отставки Верховного Совета Литвы и обратился за помощью к советским де­сантникам. Как говорилось в заявле­нии комитета, «такая помощь была оказана».

В ночь на 13 января советские десант­ные войска штурмом захватили здание Литовского радио и телевидения и те­лебашню в Вильнюсе. Эти здания ста­рались защитить тысячи невооружён­ных граждан. Во время штурма погиб­ли 13 человек, в том числе 24-летняя Лорета Аснавичюте, оказавшаяся под гусеницами танка.

Хотя президент М. Горбачёв в своих выступлениях поддержал действия войск, они так и не заняли здание Вер­ховного Совета, а власть «Комитета национального спасения» не была утверждена. События не получили дальнейшего развития.

Национальное движение не только не ослабло, но и многократно повысило свой авторитет. И наоборот, против­ники независимости после происшед­ших событий оказались на грани пол­ного краха.

Ю. Андропов.

629

 

 

 

ских свобод до 1987 г. почти ничего не менялось. Но позднее значение слова «перестройка» расширилось и стало обозначать всю эпоху перемен.

«ГЛАСНОСТЬ»

К началу 1987 г. перед новым руководством стояла всё та же задача — обновление идеологии. Самым спорным идеологи­ческим вопросом давно уже была оценка Сталина. Теперь этот «кирпичик» оказался первым, который легче всего было расша­тать в незыблемой идеологической стене.

Вокруг имени Сталина уже 30 лет шли горячие споры ин­теллигенции, переходившие и в печать. «Сталин был плох», — большинство интеллигентов сходились на этом простом поло­жении, оно служило им своеобразным паролем.

В январе 1987 г. произошёл поворот к политике «гласнос­ти». В «перестройку» вовлекалась интеллигенция. После этого во­прос о Сталине внезапно сделался в печати самым насущным, острым и злободневным. На киноэкраны вышел фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», резко осуждавший «культ личности».

М. Горбачёв в нескольких осторожных фразах одобрил эту кампанию. Дело постепенно двигалось дальше. Журнал «Огонёк» разоблачал уже не только И. Сталина, но и его соратников В. Молотова и А. Жданова, и наоборот, защищал деятелей «ленинской гвардии», особенно Н. Бухарина. Всё это вызывало в обществе ог­ромный интерес. К 1989 г. подписка на журнал «Огонёк» увеличи­лась в десять раз и достигла 2,8 млн. экземпляров.

ПИСЬМО НИНЫ АНДРЕЕВОЙ

Дальнейшей «перестройке» очень мешало то, что у неё не оказа­лось «противников». Открыто никто не выступал против новой политики, хотя понимали её по-разному. «Всё общество у нас по одну сторону баррикад», — не раз заявлял в 1987 г. М. Горбачёв.

Рубежом в этом отношении стало 13 марта 1988 г. В этот день в газете «Советская Россия» напечатали большое письмо Нины Андреевой, преподавателя химии из Ленинграда. Н. Андре­ева одобряла «перестройку» вообще, но считала чрезмерным осуждение Сталина и его эпохи, «связанной с беспримерным подвигом советских людей». «Дело дошло до того, — замечала она, — что от «сталинистов» (а в их число можно при желании зачислить кого угодно) стали настойчиво требовать „покаяния"».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org