Предыдущая Следующая

Враждебность к Григорию Распутину испытывали все об­разованные слои общества. Монархисты-дворяне и интеллиген­ция, как революционная, так и либеральная, сходились в этом вопросе. «Дворянство против меня, — говорил в 1916 г. сам Рас­путин. — Дворянство не имеет русской крови. Кровь дворянства смешанная. Дворянство хочет меня убить, потому что ему не нра­вится, что около русского трона стоит русский мужик». Жандарм­ский генерал А. Герасимов вспоминал о созвучных настроениях среди простонародья: «Мне приходилось слышать солдатские разговоры о том, что царь теперь разуверился в дворянах и чи­новниках и решил приблизить к себе „нашего брата, простого мужика" и что это только начало, что скоро вообще всех „дво­рян и чиновников" царь прогонит прочь от себя и наступит „му­жицкое царство"».

19 ноября 1916 г. депутат-черносотенец Владимир Пуришкевич произнёс в Государственной думе страстную речь против Распутина. Он горячо воскликнул: «Не должен тёмный мужик дольше править Россией!». «В этот день, — писал В. Пуришкевич, — все депутаты Думы были мои единомышленники...»

В тот же день и родился замысел убить Распутина. Выслу­шав обличительную речь Пуришкевича, с этим предложением к нему подошёл князь Феликс Юсупов. Потом к заговору присо­единились ещё несколько человек, в том числе великий князь Дмитрий Павлович.

Исполнение задуманного назначили на 16 декабря 1916 г. Ф. Юсупов пригласил Распутина в свой особняк. При встрече они по русскому обычаю расцеловались. Распутин неожиданно на­смешливо воскликнул: «Надеюсь, это не иудино лобзанье!».

Распутина собирались отравить цианистым калием. Заго­ворщики не знали, что вместо яда им дали безвредный аспириновый порошок. Они насыпали его в пирожные и рюмки. Юсу-

ПОКУШЕНИЕ НА РАСПУТИНА

2 июля 1914 г. на Распутина у него дома, в селе Покровском, совершили покушение. Убийцу подослал монах Илиодор, написавший о Распутине вос­поминания, озаглавленные «Святой чёрт». Крестьянка Феония Гусева по­просила у Распутина милостыню. Ко­гда он полез в кошелёк за монетой, она ударила его ножом в живот. Придер­живая рукой вспоротые кишки, Распу­тин поленом выбил нож из рук Гусе­вой. Он даже защитил её от самосуда (потом эту женщину отправили в дом для умалишённых).

Г. Распутин и царская чета у постели больного наследника Алексея. Современный рисунок.

пов угощал Распутина в столовой, уверяя, что остальные гости сейчас спустятся со второго этажа. На самом деле там сидели за­говорщики — В. Пуришкевич и великий князь.

Распутин съел несколько пирожных с «ядом» — без всяких последствий. Как вспоминал. В. Пуришкевич, «расстроенный и бледный» Юсупов поднялся наверх: «Представьте себе, он выпил две рюмки с ядом, съел несколько пирожных и ничего; решитель­но ничего, а прошло уже минут пятнадцать... Гад уже подозритель­но относится ко мне».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org