Предыдущая Следующая

При разногласиях по этому вопросу и выявились два основ­ных течения в партии. Первое, во главе с Г. Плехановым и В. Ле­ниным, получило при выборах на съезде большинство в ЦК и редакции «Искры». Поэтому его последователей стали называть «большевиками». Позднее В. Ленин писал: «Большевизм сущест­вует, как течение политической мысли и как политическая пар­тия, с 1903 года». Сторонников Ю. Мартова соответственно ок­рестили «меньшевиками». Название «меньшевики» выглядело не­сколько унизительным для его носителей, хотя потом они с ним и свыклись. А в народе значение слов «большевики» и «меньше­вики» толковали по-своему. Как вспоминала старая большевич­ка Е. Драбкина, уже в 1903 г. она слышала от простых людей та­кое объяснение: «Большевики — это те, кто хочет для народа

88

 

 

 

больше. А меньшевикам так много не нужно, с них хватит и по­меньше».

Дискуссии на съезде проходили очень напряжённо и ост­ро. В. Ленин вспоминал, что один из делегатов пожаловался ему: «Какая тяжёлая атмосфера царит у нас на съезде! Эта ожесточён­ная борьба, эта резкая полемика, это нетоварищеское отноше­ние!..». «Какая прекрасная вещь — наш съезд! — возразил Влади­мир Ильич. — Открытая, свободная борьба. Мнения высказаны. Оттенки обрисовались. Группы наметились. Руки подняты. Реше­ние принято. Этап пройден. Вперёд! — вот это я понимаю. Это — жизнь!»

Большевики недолго оставались в большинстве после И съезда партии. Уже в конце 1903 г. Георгий Плеханов начал по­степенно склоняться на сторону меньшевиков. Они взяли в свои руки редакцию «Искры», а затем и Центральный Комитет. Ю. Мар­тов назвал это «восстанием против ленинизма».

СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ ДО 1914 ГОДА

Социал-демократы, конечно, оказались в рядах наиболее деятель­ных участников революции 1905—1907 гг. В частности, и боль­шевики, и меньшевики участвовали в Московском восстании в декабре 1905 г. (см. ст. «Революция 1905—1907 годов»). Однако позднее они несколько разошлись в оценках, данных ими вос­станию.

«Декабрьское восстание было только продуктом отчая­ния», — говорил Г. Плеханов. Он так разъяснял свою позицию: «Несвоевременно начатая политическая забастовка привела к вооружённому восстанию... Наш пролетариат показал себя силь­ным, смелым и самоотверженным. И всё-таки его сила оказалась недостаточной для победы. Это обстоятельство нетрудно было предвидеть. А потому не нужно было и браться за оружие». На эти слова Г. Плеханова резко возражал В. Ленин: «Напротив, нужно было более решительно, энергично и наступательно браться за оружие, нужно было разъяснить массам невозможность одной только мирной стачки и необходимость бесстрашной и беспо­щадной вооружённой борьбы».

За годы революции состоялись три съезда социал-демокра­тической партии: в 1905 г. — в Лондоне, год спустя — в Стокголь­ме и в 1907 г. — вновь в Лондоне. На последнем из них делегаты представляли 150 тыс. членов партии. В последующие годы, по­сле окончательного поражения революции, численность партии стала резко сокращаться. Не созывались больше и партийные съезды — вплоть до Февральской революции 1917 г.

В выборах в I Государственную думу члены социал-демокра­тической партии почти не участвовали. Только грузинские со­циал-демократы провели в Думу около 20 депутатов. За места во II Думе, напротив, сражались и все российские социал-демокра­ты. Они получили 55 мест и создали фракцию во главе с мень­шевиком Ираклием Церетели. Правда, вскоре Дума была

Он сразу же уехал за границу, к В. Ле­нину, чтобы объяснить ему причину своей вынужденной отставки. При этом он ссылался на упадок душевных сил и нервное истощение. У руководи­телей большевиков эти объяснения вызвали полное доверие и сочувствие.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org