Предыдущая Следующая

В тот же день власти арестовали не­скольких членов ЦК кадетской партии. Вскоре они предстали перед петроград­ским Революционным трибуналом. Всеобщее внимание привлёк процесс над графиней Софьей Паниной. Она была известна своей благотворитель­ной деятельностью. Царская полиция называла её «красной графиней».

С. Панину обвиняли в том, что она не отдала Совнаркому находившуюся у неё кассу Министерства просвещения. Писатель Марк Алданов рассказывал: «К графине Паниной трибунал отно­сился с уважением. Обвинитель Нау­мов несколько раз назвал её благород­нейшей личностью. В приговоре она была „предана общественному порица­нию" — однако с оставлением в тюрь­ме до возвращения 93 тысяч».

Несмотря на грозный декрет от 28 но­ября, в Советской республике ещё не­сколько месяцев продолжали выходить некоторые кадетские газеты (напри­мер, «Речь» под различными названия­ми выпускалась до августа 1918 г.). По мере того как разгоралась гражданская война, их издание прекратилось.

Для многих солдат и крестьян слово «кадет» превратилось в бранное; их называли не иначе как «врагами народа».

Уже после Октябрьского переворота и кровопролитных боёв в Москве кадет Владимир Вернадский с горечью отметил в своём дневнике: «В Москве студент — опять „враг народа"». И привёл слова одного из сво­их друзей: «Старая рознь меж­ду интеллигенцией и народом, очевидно, большая реальность, чем я думал».

КАДЕТЫ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Кадеты приняли самое деятельное участие в гражданской войне на стороне белого движения. Характерно, что первое время бе­логвардейцев в народе называли именно «кадетами».

В мае 1918 г. конференция кадетов в Москве решила «сохра­нить верность союзникам» и опираться на помощь их армий. Но П. Милюков тогда же занял иную позицию. Он считал, что союзники далеко и помочь не смогут, поэтому надо попросить помо­щи у недавнего противника — Германии. Милюков убеждал не­мецкое командование выбить большевиков из Москвы и Петро­града и установить там «всероссийскую национальную власть» (см. ст. «Павел Милюков»),

Однако у большинства кадетов позиция П. Милюкова вызва­ла возмущение. Ему пришлось сложить свои полномочия пред­седателя ЦК партии. Несколько месяцев спустя, после поражения Германии, эти противоречия внутри кадетской партии сглади­лись. В дальнейшем в течение всей гражданской войны кадеты единодушно искали военной помощи у стран-победительниц.

В развернувшейся борьбе кадеты поддерживали правитель­ства генерала А. Деникина и адмирала А. Колчака. На подчинён­ных им территориях проходили кадетские партийные конфе­ренции. Однако определяющую роль в этих правительствах иг­рали не кадеты или иные гражданские политики, а армейское командование. Военную диктатуру в тот момент кадеты считали единственным средством одержать победу над большевиками. У многих из них с этого времени возникло разочарование в идеях демократии вообще. Например, А. Тыркова, работая в армии А. Деникина, замечала, что приходится «отодвинуть на второй план демократическую программу». «Универсальность идеи за­падной демократии, — продолжала она, — обман. Мы должны иметь смелость взглянуть прямо в глаза дикому зверю, который называется народ...»

102

 

 

 

Вели кадеты и подпольную борьбу на территории Советской республики. Для подготовки восстаний они создавали тайные организации — Национальный центр, Тактический центр и др. Летом 1919 г. ЧК произвела многочисленные аресты, уничтожив­шие кадетское подполье в Москве. Многих его участников рас­стреляли.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org