Революционерка Серафима
Клитчоглу назвала её «святым духом революции», витающим по всей России. Бабушка
воодушевляла и вовлекала в движение не только молодёжь, но и своих старых
товарищей. «Стыдись, старик, — говорила она одному из отошедших от дела
соратников, — ведь эдак ты умрёшь со срамом — не как борец, а на мягкой
постели подохнешь, как изнеженный трус, подлой собачьей смертью». Ещё более важную роль в
возрождении народнического движения сыграл 30-летний учёный-фармацевт Григорий
Гершуни. Любопытным образом состоялось его знакомство с Е. Брешковской. В
компании молодёжи, собравшейся на квартире Г. Гершуни, разгорелся спор: может
ли в России возобновиться индивидуальный террор? Кто-то категорически заявил,
что это абсолютно исключено: настали другие времена. Даже старые революционеры
с трепетом отшатнутся, если их спросить: «Не пойти ли опять, по примеру
Желябовых, с револьвером или бомбой убивать ВПЕЧАТЛЕНИЕ
ОТ СОЗДАНИЯ ПАРТИИ ЭСЕРОВ Образование
Партии социалистов-революционеров поразило своей неожиданностью даже старых
народников. Эсер Андрей Аргунов вспоминал, как он сидел в это время в
московской Таганской тюрьме: «Кругом не
было слышно наших голосов, они терялись в шумном хоре противников. В тюрьме
кругом были социал-демократы, смотревшие на нас со снисходительной улыбкой».
Для марксистов революционеры-народники выглядели тогда чем-то вроде живой
древности, ископаемой диковины. «Но вот, —
писал А. Аргунов, — (я хорошо помню тот день) меня кто-то громко вызвал стуком
по трубе. То был сосед, только что прибывший с воли, и труба его рукою передала
ошеломившую меня новость: что все социально-революционные организации в России
и за границей соединились в единую партию. У меня
дыхание, как говорится, спёрло от таких новостей, скрежещущие звуки трубы
показались дивной музыкой... А там и единомышленники стали всё чаше занимать
по соседству камеры, повалили и студенты, и крестьяне, и даже, к удивлению
социал-демократов, появились рабочие-эсеры. Словом, по остроумному выражению
одного крестьянина, „эсерь пошла"». 69 Е. Брешко-Брешковская. и умирать?». Чтобы разрешить
спор, обратились к Бабушке, которая бывала в этом доме. В. Чернов так излагал
её слова: «Бабушка не уклонилась от ответа. Печальным, но ровным и твёрдым голосом
отвечала: — И мы в своё время мучились
тем же вопросом и говорили евангельскими словами: „Да минует нас чаша
сия...". Вот и ныне придётся выстрадать ответ. Опять идём мы к срыву в
бездну, опять мы вглядываемся в неё, и бездна вглядывается в нас. Это значит,
что опять террор становится неизбежным...». Увлечённый
революционно-народническими идеями, Г. Гершуни стал вслед за Е. Брешковской
ездить по стране. Но роли их несколько отличались. Под влиянием Бабушки
молодёжь объединялась в союзы, как они себя называли, социалистов-революционеров.
Г. Гершуни связывал эти группы между собой и постепенно сколачивал из них
единую партию социалистов-революционеров. Побывав за границей, он соединил их
и с близкой по духу эмиграцией. К началу ПЕРВЫЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ
ПОКУШЕНИЯ 14 февраля |