Предыдущая Следующая

П. Карповича приговорили к каторге. Позднее, в 1907 г., он бежал с поселения и вскоре вступил в Партию социалистов-ре­волюционеров. Выстрел Карповича произвёл большое впечатле­ние и на Россию, и на эмиграцию. «Ну, кажется, террор начал­ся!» — с удовлетворением воскликнул будущий глава Боевой ор­ганизации (БО) эсеров Евгений Азеф.

2 апреля 1902 г. состоялось первое собственно эсеровское покушение — на министра внутренних дел Дмитрия Сипягина. Покушением впервые заявила о себе Боевая организация эсеров во главе с Г. Гершуни. Добровольцем-исполнителем стал 20-лет­ний бывший студент Степан Балмашев. Переодетый в офицер­скую форму, он явился в приёмную министра и представился посланцем великого князя Сергея. Вручив министру пакет с при­говором Боевой организации, террорист дважды выстрелил в Д. Сипягина, смертельно ранив его.

Сразу после этого Григорий Гершуни, по свидетельству то­варища, «весь дышал успехом» и бодро восклицал: «Гордиев узел разрублен. Террор доказан. Он начат. Все споры излишни». Убий­ство Д. Сипягина означало, что Боевая организация эсеров как бы подняла оружие, выпавшее из рук Исполнительного комите­та «Народной воли».

КАЗНЬ СТЕПАНА БАЛМАШЕВА

Террориста Степана Балмашева, аре­стованного за убийство министра внут­ренних дел А. Сипягина, судили и при­говорили к повешению. Он отказался от помилования. Своим родителям С. Балмашев писал, будучи под арес­том: «Неумолимо беспощадные усло­вия русской жизни довели меня до та­кого поступка, заставили пролить че­ловеческую кровь. Я, разумеется, ни­сколько не раскаиваюсь в том, что сде­лал...». 3 мая Степана Балмашева каз­нили в Шлиссельбургской крепости. После его казни Г. Гершуни отпечатал листовку, в которой было такое сти­хотворение:

Ночью товарищ погиб,

Жить ему стало невмочь.

Труп его свежий зарыт

В ту же зловещую ночь.

С другом надёжным сойдись,

Острый клинок отточи,

Нужно не плакать, а мстить,

Мстить за погибших в ночи...

70

 

 

 

УБИЙСТВО ВЯЧЕСЛАВА ПЛЕВЕ

В 1903 г. полиция арестовала главу Боевой организации эсеров Григория Гершуни. Вскоре после этого руководителем Боевой организации стал его ближайший соратник Е. Азеф (см. ст. «Ев­гений Азеф»). Как потом выяснилось, Е. Азеф тайно сотрудничал с полицией. Однако это не помешало ему организовать два са­мых знаменитых покушения Боевой организации.

Первым из них стало покушение на министра внутренних дел Вячеслава Плеве. Мало кто навлёк на себя такую всеобщую ненависть интеллигенции, как В. Плеве. Его считали главным организатором кишинёвского еврейского погрома в 1903 г. (см. ст. «Черносотенцы»), В 1904 г. были совершены пять попыток покушения на министра. Сам он мрачно говорил: «Я знаю день, в который меня убьют. Это будет в один из четвергов. В четверг я выезжаю для доклада».

Переодевшись извозчиками и лоточниками, эсеры-боевики организовали тщательное наблюдение за министром. 15 июля 1904 г., когда В. Плеве ехал на доклад к царю, в его карету была брошена бомба. Сквозь стекло министр успел заметить подбегав­шего террориста. Б. Савинков так описывал взрыв: «От земли уз­кой воронкой взвился столб серо-жёлтого, почти чёрного по краям дыма. Столб этот, всё расширяясь, затопил на высоте пя­того этажа всю улицу. Мне показалось, что я видел в дыму какие-то чёрные обломки». От взрыва погибли В. Плеве и его кучер, семь прохожих получили ранения.

Пожалуй, убийство Плеве оказалось самым успешным из всех террористических актов эсеров. Оно вызвало огромную волну сочувствия к ним во многих слоях русского общества. Эсер С. Слётов вспоминал, как на заграничном эсеровском совещании узнали о смерти В. Плеве: «На несколько минут воцарился какой-то бедлам. Большинство обнималось. Кричали здравицы. Как сей­час вижу Н.: стоит в стороне, бьёт о пол стакан и со скрежетом зубов кричит: „Вот тебе за Кишинёв!"».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org