Пётр
Аркадьевич ответил на это письмо не сразу, а только спустя полгода. После
напоминания Л. Толстого он написал ему: «Лев Николаевич... Не думайте, что я не
обратил внимания на Ваше первое письмо. Я не мог на него ответить, потому что
оно меня слишком задело. Вы считаете злом то, что я считаю для России благом.
Мне кажется, что отсутствие „собственности" на землю у крестьян создаёт
всё наше неустройство. Природа
вложила в человека некоторые врождённые инстинкты, как-то: чувство голода,
половое чувство и т. а, и одно из самых сильных чувств этого порядка — чувство
собственности. Нельзя любить чужое наравне со своим и нельзя обхаживать,
улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своею землёю.
Искусственное в этом отношении оскопление нашего крестьянина, уничтожение в
нём врождённого чувства собственности ведёт ко многому дурному и, главное, к
бедности. А бедность, по мне, худшее из рабств...». П.
Столыпин подчеркнул, что не видит смысла «сгонять с земли более развитой
элемент землевладельцев». Наобо- венны и бесполезно им давать
много земли... Что мы невежественны, так мы ничего иного и не просим, как
земли, чтобы по своей глупости в ней же ковыряться. Дворянину и неприлично
возиться с землёй». Ф. Петроченко заключил с эпической простотой: «Сколько
прений ни ведите, другого земного шара не создадите. Придётся, значит, эту
землю нам отдавать...». Большинство депутатов во II Думе
ещё более твёрдо, чем в I Думе, выступали за
передачу крестьянам части дворянских земель. П. Столыпин решительно отверг
подобные проекты: «Не напоминает ли это историю тришкина кафтана: обрезать
полы, чтобы сшить из них рукава?». Разумеется, II Дума
не проявила желания одобрить столыпинский указ от 9 ноября. Среди крестьян в
связи с этим ходили упорные слухи, что выходить из общины нельзя — вышедшим не
достанется помещичьей земли. В марте Позиция II Думы в
земельном вопросе стала основной причиной её роспуска 3 июня ПОПЫТКИ РАЗРУШЕНИЯ ОБЩИНЫ С конца После начала реформы из общины
устремились многие бедняки, которые тут же продавали свою землю и уходили в
города. Зажиточные крестьяне с выходом не спешили. Чем это объяснялось? Прежде
всего уход из общины ломал привычный уклад жизни и всё мировоззрение
крестьянина. Община защищала его от полного разорения и многих иных
превратностей судьбы. Например, в общине крестьянин меньше зависел даже от
капризов погоды. Каждая семья имела несколько разрозненных полос земли: одну в
низине, другую на возвышенности и т. д. (такой порядок называли чересполосицей). В засуху лучший урожай собирали в низинах,
а в дождливое лето — на возвышенностях. Тем самым уменьшалась опасность
неурожая. |