Предыдущая Следующая

Б. Савинков отметил, что у него «остались идейные разно­гласия» с властью: «Интернационал или родина, диктатура про­летариата или свобода? Но из-за разногласий не подымают меч и не становятся врагами...». «Плох или хорош русский народ, — повторял Борис Викторович, — заблуждается он или нет, я, рус­ский, подчиняюсь ему. Судите меня, как хотите».

«После тяжкой и долгой кровавой борьбы с вами, — заклю­чил Савинков, — борьбы, в которой я сделал, может быть, боль­ше, чем многие и многие другие, я вам говорю: я признаю без­оговорочно Советскую власть, и никакую другую». «Для этого, — добавил Борис Викторович, — нужно было мне, Борису Савин­кову, пережить неизмеримо больше того, на что вы можете меня осудить».

29 августа суд вынес свой приговор: высшая мера наказа­ния — расстрел с конфискацией имущества. Но одновременно судьи во главе с председателем В. Ульрихом подали ходатайство о смягчении приговора. И Президиум ЦИК СССР заменил смерт­ную казнь тюремным заключением на максимальный срок — де-

Б. Савинков. Около 1917 г.

САВИНКОВ И ЧЕРЧИЛЛЬ

В годы борьбы против большевиков Борису Савинкову приходилось встре­чаться с Уинстоном Черчиллем, в то время английским военным минист­ром. Савинков вспоминал об одном эпизоде, который произвёл на него особенно сильное впечатление. Однаж­ды во время беседы Черчилль показал на карту России, где флажки обозна­чали армию А. Деникина, и сказал: «Вот это моя армия!». «Я помню,— говорил Савинков, — как у меня ноги приросли к полу... Я хотел выйти, но представил себе, что на фронте рус­ские добровольцы ходят разутые, и вот, если я хлопну дверью и выйду со скандалом из этого кабинета, они бу­дут ходить без сапог. Я стиснул зубы, а унижение своё положил в карман».

У. Черчилль много лет спустя посвятил Б. Савинкову очерк в своей книге «Ве­ликие современники». Вот как он опи­сывал облик бывшего террориста: «Не­высокого роста, с серо-зелёными гла­зами, выделяющимися на смертельно бледном лице, с тихим голосом, почти беззвучным. Лицо Савинкова изрезано морщинами, непроницаемый взгляд временами зажигается, но в общем ка­жется каким-то отчуждённым». Чер­чилль заключал, что Савинков сочетал в себе «мудрость государственного дея­теля, качества полководца, отвагу ге­роя и стойкость мученика».

В. Чернов.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Будущий председатель Учредительного собрания России Виктор Михайлович Чернов родился 19 ноября 1873 г. в дворянской се­мье. Детство его прошло в городке Камышин на берегу Волги. Он вспоминал: «Я рос в значительной мере беспризорным, предпри­имчивым, своевольным бродягой. Волга в моём детстве играла огромную роль. В подрастающем поколении река зарождала по своему образу и подобию стихию упрямой и непокорной воли, Что вышло бы из нас без неё?».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org