Предыдущая Следующая

С горечью и болью В. Шульгин наблюдал постепенное разло­жение белого движения. «Я помню, — писал он, — какое сильное впечатление произвело на меня, когда я в первый раз услышал зна­менитое выражение: „От благодарного населения...". Это был хо­рошенький мальчик, лет 17—18. На нём был новенький полушу­бок. Кто-то спросил его: „Петрик, откуда это у Вас?". Он ответил: „От благодарного населения, конечно". И все засмеялись...»

В своих воспоминаниях В. Шульгин вынес бывшим товари­щам по оружию знаменитый приговор: «Белое дело было нача­то почти что святыми, а кончили его почти что разбойники».

В ЭМИГРАЦИИ

В ходе гражданской войны В. Шульгину пришлось пережить не­мало превратностей судьбы. Он попадал в руки «красных», чу­дом избегая расстрела; вёл подпольную борьбу на советской тер­ритории. Здесь он руководил «Азбукой» — тайной разведыва­тельной организацией. После разгрома белых армий В. Шуль­гин покинул Россию.

В эмиграции Василий Витальевич подвёл некоторые итоги поражению «белого дела». В своей книге «1920» он сделал неожи­данно оптимистические выводы. По его мнению, если «красные» и победили, то лишь потому, что стали отчасти... «белыми». Преж­де всего белогвардейцы заставили их перестроить Красную армию по образцу старой русской армии. «Какова была Красная Армия три года тому назад? — спрашивал В. Шульгин. — Комитеты, ми­тинги, сознательная дисциплина — всякий вздор. А теперь, когда мы уходили из Крыма? Это была армия, построенная так же, как армии всего мира... как наша». В этом он видел первую победу бе­лого движения. Затем В. Шульгин задавался вопросом — быть мо­жет, «красным только кажется, что они сражаются во славу „Ин­тернационала"? На самом же деле, хотя и бессознательно, они льют кровь только для того, чтобы восстановить Богохранимую Держа­ву Российскую? Если это так, то Белая Мысль, прокравшись через фронт, покорила их подсознанье... Мы победили».

В 1925 — 1926 гг. В. Шульгин тайно побывал в Советском Союзе. Об этой поездке Василий Витальевич подробно расска­зал в своей книге «Три столицы».

Находясь в эмиграции, Василий Шульгин большую часть времени прожил в Югославии, с 1937 г. отойдя от политической деятельности.

скольку это в её силах, борется за то, чтобы не допустить убийств и грабе­жей. Русское же население, прислуши­ваясь к ужасным воплям, исторгнутым „пыткою страхом", думает о том, на­учатся ли в эти страшные ночи чему-нибудь евреи. Поймут ли они, что зна­чит разрушать государства, не ими соз­данные? Поймут ли они, что значит добывать равноправие какой угодно ценой? Поймут ли они, что значит по рецепту „великого учителя" Карла Маркса натравливать класс на класс?».

Статья быстро стала известна едва ли не во всём мире и вызвала широкое возмущение. Её рассматривали и поз­же часто приводили как пример «по­эзии погрома».

Впрочем, В. Шульгин и до публикации этой статьи считал, что евреи прини­мают слишком деятельное, «несоответ­ственное своей численности» участие в русской революции. Он полагал, что именно поэтому они несут за неё осо­бую ответственность. В то же время, ещё выступая в IV Думе, Шульгин за­метил, что «любая революция в России пройдёт по еврейским трупам»...

221

 

 

«ТРИ СТОЛИЦЫ»

В 1925—1926 гг. В. Шульгин совершил свою знаменитую тайную поездку на родину, которую описал в книге «Три столицы». Перейти границу ему помог­ла таинственная антисоветская органи­зация «Трест». Спустя год чекисты объ­явили её «легендой», специально со­зданной ОГПУ. Получалось, что ОГПУ помогло В. Шульгину побывать в СССР и благополучно вернуться за границу.


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org