Предыдущая Следующая

КОЛЬЦОВ О БУХАРИНЕ

Советская печать не обошла внимани­ем тонкую тактику зашиты, которой придерживался Н. Бухарин во время процесса над «правотроцкистским центром». Известный журналист Ми­хаил Кольцов в дни работы суда пи­сал: «Другие убивали, вредительство­вали, шпионили — он, следует пони­мать, по характеру натуры, по складу ума только мыслил, теоретизировал, „изучал" проблематику руководства. Но к прозаическим, грязным и крова­вым делам прямого касательства не имел. Этакий гнусненький христосик в стане грешников. Этакая валдайская девственница в правотроцкистском публичном доме».

Л. Генч. «После Шестнадцатого...

Бойцы вспоминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они».

Карикатура, посвящённая окончательному разгрому «правых и левых уклонистов» на XVI съезде ВКП(б)

(«Крокодил». 1930 г.).

262

 

 

Бухарин оставался на свободе. В печати его обвиняли в подполь­ной деятельности, заговорах и т. п. В знак протеста Николай Ива­нович объявил голодовку. Его пригласили на пленум ЦК Сталин резко спросил его: «Николай, кому ты выдвигаешь ультиматум, ЦК? Проси прощения у него». Почувствовав после этих слов сла­бую надежду, Бухарин согласился прекратить голодовку. А. Ми­коян предложил ему покаяться. Николай Иванович ответил: «Я вам не Зиновьев и Каменев и лгать на себя не буду». В. Молотов воскликнул: «Не будете признаваться, этим и докажете, что вы фа­шистский наймит, они же в своей прессе пишут, что наши про­цессы провокационные. Арестуем — сознаетесь!». По окончании заседания Н. Бухарина арестовали.

Через год в Москве открылся показательный процесс над Н. Бухариным, А. Рыковым и другими «старыми большевиками». (см. ст. «Партия большевиков в 20—30-е годы»). Н. Бухарин на суде проводил наиболее «тонкую линию». Он признавал себя ви­новным «в целом», но отвергал обвинения в конкретных пре­ступлениях. Да, он хотел «убить дело Ленина», но вовсе не поку­шался на самого Ленина. «Я категорически отрицаю свою при­частность к убийству Кирова, Менжинского, Куйбышева, Горь­кого и Максима Пешкова», — сказал Бухарин. Когда зашла речь о его шпионских связях, он напомнил: «Я сидел в шведской тюрь­ме, дважды сидел в российской тюрьме, в германской тюрьме». Связь Н. Бухарина с австрийской полицией, по его собственно­му ироническому напоминанию, «заключалась в том, что он си­дел в крепости в Австрии».

Н. Бухарин в группе рабочих завода имени Фрунзе во время альпинистского похода на Эльбрус. 1934 г.

Дружеский шарж на Н. Бухарина (журнал «Красный перец», 1923 г.).

ЗАВЕЩАНИЕ БУХАРИНА

Вдова Николая Бухарина Анна Михай­ловна Ларина дожила в лагерях до ос­вобождения в 1956 г. После этого она опубликовала на Западе, а в 1988 г. и в советской печати письмо-завещание своего мужа. По её словам, Н. Буха­рин продиктовал ей это письмо и за­ставил выучить наизусть перед своим арестом.

Бухарин обращался в своём письме к «будущему поколению руководителей партии». «В эти дни, — говорилось в завещании, — газета со святым назва­нием „Правда" печатает гнуснейшую ложь, что якобы я, Николай Бухарин, хотел уничтожить завоевания Октяб­ря, реставрировать капитализм. Это неслыханная наглость, это — ложь, адекватна которой по наглости, по безответственности перед народом была бы только такая: обнаружилось, что Николай Романов всю свою жизнь посвятил борьбе с капитализмом и мо­нархией, борьбе за осуществление пролетарской революции».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org