Предыдущая Следующая

ЭМИГРАНТ И ПОДПОЛЬЩИК

В начале 1900 г. ссылка закончилась, а в июле Владимир Ильич выехал за границу. В декабре при его участии в Мюнхене вышел первый номер социал-демократической газеты «Искра». Своим эпиграфом она избрала девиз декабристов «Из искры возгорит­ся пламя!».

Из последующих 17 лет жизни Ленина почти 15 прошли в эмиграции. Он привык в эти годы к неприхотливому образу жиз­ни. «Нужды, когда не знаешь, на что купить хлеба, мы не знали, — вспоминала его жена. — Жили просто, это правда». Меньшевик .Александр Потресов даже замечал о Владимире Ильиче: «Из ас­кетизма он откажется от лишнего стакана пива». Но, конечно, убеждённым аскетом В. Ленин никогда не был.

Качествами своей личности В. Ленин ярко выделялся сре­ди революционной интеллигенции. Ему были почти чужды обычные для интеллигентов сомнения, колебания. Он всегда твёрдо знал, чего добивается, и уверенно вёл людей за собой. А. Потресов рассказывал: «Никто, как он, не умел так заражать своими планами, так импонировать своей волей, так покорять своей личности, как этот на первый взгляд такой невзрачный и грубоватый человек, по-видимому не имеющий никаких данных, чтобы быть обаятельным. Ни Плеханов, ни Мартов, ни кто-либо другой не обладал секретом излучавшегося Лениным прямо-таки гипнотического воздействия на людей, я бы сказал, господства над ними. Плеханова — почитали, Мартова — любили. Но толь­ко за Лениным беспрекословно шли, как за единственным,

В. Ленин. Цюрих. 1916 г.

233

 

 

 

В. Ленин в 1905 г. Плакат.

НАГЛОВСКИЙ О ЛЕНИНЕ

Владимир Ильич никогда не жертвовал своими убеждениями в угоду большин­ству, даже если не находил сторонни­ков. Так было в годы первой русской революции. В 1905 г. Ленин горячо призывал к вооружённому восстанию рабочих. Когда же в Москве такое ра­бочее восстание потерпело пораже­ние, товарищи обрушились на Ленина с упрёками. «Но Ленин в своей „линии" был абсолютно твердокаменен, — вспоминал бывший большевик Алек­сандр Нагловский. — По его мнению, восстание было нужно, и прекрасно, что оно было. От своих положений Ле­нин никогда не отступал, даже если оставался один. И эта его сила сламы­вала под конец всех в партии».

А. Нагловский приводил такие слова Ленина, сказанные в то время: «От мое­го имени так и передайте всем товари­щам: нам иллюзии не нужны, мы трез­вые реалисты, и пусть никто не вооб­ражает, что мы должны обязательно по­бедить! Для этого мы ещё слабы. Дело вовсе не в победе, а в том, чтобы вос­станием потрясти самодержавие и при­вести в движение широкие массы. Дело в восстании как таковом! А разговоры о том, что „мы не победим" и поэтому не надо восстания, — это разговоры трусов! Ну а с ними нам не по пути!».

бесспорным вождём. Ибо только Ленин представлял собою, в особенности в России, редкостное явление человека железной воли, неукротимой энергии, сливающего фанатичную веру в движение, в дело с не меньшей верой в себя».

Меньшевик Павел Аксельрод позднее писал о первых встре­чах с Лениным: «Я тогда почувствовал, что имею дело с челове­ком, который будет вождём русской революции. Он не только был образованным марксистом — таких было очень много, — но он знал, что он хочет сделать и как это надо сделать. От него пахло русской землёй».

В 1902 г. Ленин напечатал брошюру, которую озаглавил «Что делать?». Он не случайно дал ей название любимого им ро­мана Н. Чернышевского. Он тоже постарался изложить в ней своё заветное кредо, ответить на вопрос, как готовить револю­цию. Для этого, считал Ленин, нужна крепкая организация лю­дей, «профессия которых состоит из революционной деятель­ности». Не «сочувствующих», не «близких по духу», а профессио­нальных революционеров. Он восклицал: «Дайте нам организа­цию революционеров, и мы перевернём Россию!».


Предыдущая Следующая
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org