Государственная реформа
Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа и дала толчок бурному
развитию страны. Вместе с христианством на Русь пришли письменность и книжное
просвещение на доступном для всех славянском языке. В Западной Европе в то же
время утвердились богослужение и церковное чтение на латыни, которой владела
весьма незначительная часть общества. С принятием христианства изменился
гражданский и семейный быт, появились новые нравственные понятия и правила
поведения в обществе. Церковь и её иерархи стремились укрепить политический
авторитет князей и придать их власти сакральный (священный) характер. Это
также способствовало объединению страны и дальнейшему её развитию. Большинство историков
придерживаются мнения, что крещение сыграло положительную роль в
государственном развитии Руси. Однако есть и другие, нетрадиционные мнения,
высказываемые, в частности, историком Игорем Фрояновым, взгляды которого всегда
отличались оригиналь- Купола православного
храма. 567 Князь и волхв (с летописной миниатюры). ностью и даже
парадоксальностью. Он считает, что Владимир ввёл на Руси христианство для того,
чтобы сохранить уже разрушавшийся восточнославянский родоплеменной союз и удержать
господствующее положение сильного племени полян, прежде всего киевской
верхушки. Эту реформу Владимира, по мнению Фроянова, нельзя назвать
прогрессивной, т. к. вводилась она для сохранения старых родоплеменных
порядков. Язычество между тем не утратило в Древней Руси своей социальной и
политической перспективы, а мировоззрение древнерусских христиан Фроянов считает
в значительной мере языческим. Русь стала христианской лишь формально. До
создания великой православной державы было ещё далеко. Взгляды Фроянова в
определённой степени созвучны последним выводам российских специалистов по
истории языков и историков культуры, указывающих на своеобразное
слияние и смешение языческих и христианских представлений в мировоззрении
древнерусского населения. Однако этот взгляд общепринятым не является. Преобладание христианства
действительно не означало полного исчезновения язычества. Пишут иногда о
«двоеверии» древнерусского общества. Элементы язычества сохранялись на Руси на
протяжении долгих столетий, доходило даже до открытых выступлений языческих
жрецов — «волхвов». Но поворот вспять, к язычеству, стал невозможным. Принятие христианского вероисповедания по
восточному, «греческому» обряду стало тем выбором Руси, который на тысячелетие
вперёд предопределил её духовное, культурное развитие и во многом — место в
политической системе европейских стран. АЛЕКСИЙ —
МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Один из создателей Московского
государства, его «духовных отцов», митрополит Алексий прожил жизнь, полную
борьбы и тревог. Современник Семёна Гордого и Дмитрия Донского, он был
свидетелем и участником важнейших политических событий того времени. Имя его
может служить символом союза между московскими князьями и Русской Православной
церковью. Точная дата рождения будущего
митрополита неизвестна. Некоторые авторы на основании косвенных свидетельств
указывают на |