ПРЕДИСЛОВИЕ
Несколько лет тому
назад доктор Натаниэль Миклем (Nathaniel Micklem)
редактор Duckworth's Studies in Theology попросил меня
подготовить книгу по библейской археологии для
издававшейся этим издательством серии. Я занялся
пересмотром и переделкой неопубликованного и
незавершенного труда, начатого мною перед
войной. Прежде чем я успел довести работу до
половины, стало ясно, что книга будет иметь куда
больший объем, чем этого требовали цели издания.
Итогом этих трудов
стала богато иллюстрированная "Библейская
археология", увидевшая свет в 1957 году и в скором
времени переведенная на немецкий и голландский
языки.
Настоящее издание
является сокращенным вариантом этой книги,
подготовленным отцом Роджером Томзом из
Гомерсэла (Лидс). Я весьма благодарен ему за
работу, проделанную им с таким тактом и
мастерством. При этом исходный материал получил
несколько иную компоновку, были учтены некоторые
из недавних открытий, сделанных в этой быстро
развивающейся области исследований, и был опущен
ряд второстепенных моментов. Я искренне надеюсь,
что читатели этой книги смогут составить
благодаря ей определенное представление о тех
многочисленных попытках лучшего понимания
Библии и библейской веры, а также места,
занимаемого ими в древнем мире, которые делались
прежде и делаются ныне.
Harvard Divinity School Дж. Эрнест Райт
Август, 1959
ВВЕДЕНИЕ
Библия в
отличие от священных писаний других религий
уделяет особое внимание не столько изложению
моральных, духовных и литургических учений,
сколько истории народа, жившего в определенный
период и в определенном месте. Библейский
человек привык исповедывать свою веру,
рассказывая историю своего народа, в которой ему
видится Божественный промысел. Библейская
вера - прознание смысла жизни в свете той
роли, которую Бог сыграл в этой истории.
Соответственно, Библия не может быть понята
по-настоящему, если мы не будем серьезно
относиться к изложенной в ней истории. Знание
библейской истории - необходимое условие
понимания сущности библейской веры.
При
реконструкции истории библейских времен мы
сталкиваемся с рядом периодов, которые
практически никак не отражены в существующих
письменных источниках. Если мы хотим должным
образом понять характер этих периодов и ввести
библейские события в общий контекст истории
древнего мира, нам не остается ничего иного, как
только прибегнуть к помощи археологии. Благодаря
археологическим изысканиям последнего столетия
стало возможным детальное изложение истории
древней ближневосточной цивилизации, составной
частью которой является и история Израиля.
Библейский археолог изучает результаты
раскопок, надеясь извлечь из них сведения,
которые могли бы пролить хоть какой-то - пусть
даже отраженный или крайне тусклый - свет на
события, описываемые в Библии.
Тем не
менее, изучение археологии теологом сопряжено с
определенным риском. Во-первых, он может придти к
мысли о том, что библейские события вообще не
имели места в истории, Библия же является всего
лишь собранием мифов и легенд. Следует заметить,
что археология смогла подтвердить и прояснить
библейскую историю в столь многих существенных
моментах, что подобной позиции всерьез не
придерживается уже никто. И, все же, порой
археология играет явно негативную роль. Скажем,
она подтверждает данные геологии и биологии о
том, что человек и земля имеют куда более
продолжительную историю, чем это допускается
традиционной библейской хронологией. Следует
признать и то, что существует множество
исторических проблем, которые не могут быть
разрешены средствами археологии, поскольку
последняя не располагает потребными для этого
данными. Помимо прочего, в Библии дается
определенная интерпретация событий и
переживаний, которая, очевидно, попросту не может
являться объектом исторических или
археологических исследований. Так, из материалов
раскопок явствует, что в тринадцатом столетии до
рождества Христова по югу Палестины прокатилась
волна жестоких разрушений. Историк с полным на то
основанием может предположить, что эти
разрушения стали следствием вторжения
израильтян. Утверждение же о том, что они были
ведомы самим Богом, относится к области веры и не
может являться предметом исторического
исследования. Точно так же воскресение Христово,
представлявшееся древним христианам чем-то
самоочевидным, не может быть предметом
исследований археологов. Археология может
использоваться для подтверждения библейских
писаний в достаточно узких пределах. С ее помощью
нельзя доказать "истинность Библии", однако она
может использоваться для определения
исторического и культурного фона, а также для
изучения самих библейских событий. Подавляющее
большинство находок ничего не доказывает и не
опровергает,- они, всего лишь, задают общую
картину эпохи, на фоне которой могут происходить
те или иные события.
Второй фактор риска,
связанный с изучением истории Избранного Народа
и других народов, обусловлен тем, что новые
открытия могут свидетельствовать о том, что у
библейской истории и культуры существуют некие
параллели, вследствие чего может исчезнуть
ощущение их уникальности. Может быть это сказано
слишком сильно, однако для тех, кто идет на этот
риск, литература Израиля и Церкви представляется
еще более уникальным явлением. Мы видим, что, хотя
Библия возникла в древнем мире, она не
принадлежит ему целиком: хотя история народа, о
котором она повествует, напоминает историю
других живших здесь же народов, она проникнута
совершенно особыми и куда более возвышенными
атмосферой, духом и верою, отличающими ее от всех
прочих писаний древности. В первой главе мы
сравним веру Израиля с политеизмом его соседей и
покажем, как археология смогла подтвердить
совершенно особый характер библейской веры. |