3. ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ НА ВОСТОКЕ
3.1. Новое и старое в феодальных порядках
Обосновавшись в новых владениях, западные
сеньоры и рыцари перенесли туда привычные общественно-политические
установления, существовавшие на родине большинства из них
- во Франции. Вместе с тем им пришлось по необходимости
считаться с некоторыми особенностями экономического строя
и социальных отношений, укоренившихся в завоеванных областях.
К этому времени на Ближнем Востоке также господствовали
феодальные порядки, но они отличались определенным своеобразием.
Одна из главных специфических черт феодализма в этих странах
состояла в том, что тут была развита городская жизнь, на
Западе же она только зарождалась. Иными были и формы поземельных
отношений, а отсюда и система взаимосвязей внутри господствующего
класса.
Общественные отношения, сложившиеся в
государствах крестоносцев, или, как их называло местное
население, франков, в конечном счете представляли собой
некий синтез западноевропейского феодального устройства
- преимущественно в его французском варианте - с тем, которое
утвердилось в Сирии и Палестине еще до появления западных
завоевателей. Со времени арабского, а затем сельджукского
владычества здесь получила распространение военно-ленная
система икта: так называлось условное владение (бенефиций),
которое государственная власть предоставляла военным и гражданским
чинам. Икта либо состоял из земельного надела, постепенно
превращавшегося в наследственный, - его владелец (иктадар)
обязан был уплачивать поземельную подать в казну, либо заключался
в передаче иктадару права взимать различные подати (в первую
очередь харадж - государственную поземельную подать) и налоги
в свою пользу. С завоеванием Ближнего Востока крестоносцами
военно-ленная система икта существенно видоизменилась: она
оказалась вплетенной в те феодальные порядки, которые принесли
с собой франки. При этом возобладали все же институты западного
феодализма, а восточные элементы если и сохранялись, то,
во-первых, в более или менее модифицированном виде, а во-вторых,
исключительно на низовом уровне. Так, в деревнях, населенных
христианами, нередко продолжали функционировать должностные
лица, называвшиеся раисами; в их компетенцию входил разбор
мелких судебных тяжб гражданского характера (уголовная юрисдикция
находилась в ведении сеньоров); раисы несли также ответственность
и за сбор натуральных поступлений сеньору.
Кое-где, в частности в Антиохийском княжестве,
уцелела другая старинная должность - должность кади, тоже
ведавшего мелкими судебными делами, но у мусульман.
Впрочем, даже сами феодальные порядки
в разных государствах крестоносцев были не совсем одинаковыми.
Так, в политическом устройстве итало-норманнского Антиохийского
княжества проступали заметные следы византийских влияний
(ведь до 1084 г. Антиохия была подвластна Византии), и в
целом его политическая организация несколько отличалась
от той, которая сформировалась в Иерусалимском королевстве,
в основном лотарингском (например, в Антиохии княжеская
власть передавалась по наследству, в Иерусалимском королевстве
принцип наследственности короны сочетался с принципом выборности
королевской власти). В свою очередь, имелись определенные
отличия в порядках того же, скажем, Иерусалимского королевства
и провансальского - по составу своего господствующего слоя
- графства Триполи и т.п. Тем не менее можно выделить наиболее
характерные особенности общественно-политического строя
франкских государств.
|