3.4. Политическое устройство
Политический строй государств крестоносцев
представлял собой феодальную иерархию сеньоров различного
ранга и положения, примерно такую же, которая существовала
в то время на Западе. Иерусалимское государство считалось
первым среди государств крестоносцев, однако, по сути дела,
короли иерусалимские не обладали какими-либо преимуществами
перед тремя другими князьями, сидевшими в Триполи, Антиохии
и Эдессе. Последние фактически были независимы от короля,
хотя формально связаны с ним оммажем. Практически король
занимал положение номинального главы равноправных членов
своего рода конфедерации государств. У себя в княжествах
и графствах правители Антиохии, Эдессы и Триполи располагали
такой же властью, какой в Иерусалимском королевстве располагал
их сюзерен.
Главные феодальные государства подразделялись
на более мелкие единицы феодального владения - баронии;
последние, в свою очередь, дробились на еще более мелкие
- рыцарские феоды, или лены, разных размеров: феод (фьеф)
мог включать несколько деревень, одну деревню или даже ее
часть, так что деревня делилась между несколькими сеньорами.
В Иерусалимском королевстве, например,
было четыре крупных владения: на севере Палестины - княжество
Галилея (с центром в Тивериаде), на западе - сеньория Сайды,
Кесарии и Бейсана, а также графство Яффы и Аскалона (он
был завоеван у Египта в 1153 г.), на юге - сеньория Крака
де Монреаль и Сен-Абрахама. Сеньоры этих владений считались
непосредственными вассалами короны. Каждый из них имел своих
вассалов в лице более мелких владетелей, получивших от них
в наследственное держание свои поместья (феоды): вассалом
графа Яффы и Аскалона являлся сеньор Рампы и т.д. Кроме
четырех крупных феодалов королям были подвластны свыше десятка
менее значительных ленников - владетелей Арсуфа, Иерихона,
Ибелина, Хеброна и иных местностей и укрепленных пунктов.
Всего в Иерусалимском королевстве имелось 22 сеньории. При
этом каждое владение в государствах крестоносцев представляло
собой феод, каждый рыцарь был вассалом.
Эта организация господствующего класса
складывалась по мере водворения западных феодалов на Востоке.
Король Бодуэн I, как о том сообщает Альберт Аахенский, уже
на пятый день по вступлении на трон потребовал, чтобы все
рыцари Иерусалимского королевства принесли вассальную присягу
и представили сведения о своих феодах и поступающих с них
доходах, включая денежные суммы, уплачиваемые городами.
Со временем, когда мусульмане начали
вытеснять крестоносцев с захваченных территорий, положение
рыцарей претерпело некоторые изменения. Вместо поместий
или наряду с ними короли стали жаловать им в феод различные
доходные статьи: одним - право сбора рыночного налога, другим
- таможенных пошлин, третьим - монополию держать весы и
меры для торговых сделок и пр. Происходила, по выражению
французского исследователя К. Казна, фискализация фьефов,
в большой мере обусловленная своеобразием экономики Восточного
Средиземноморья, его развитой торговлей, интенсивной городской
жизнью. Рыцари, владевшие этими денежными (рентными) фьефами,
или «фьефами безанта», жили в городах. Их доходы
не были связаны с землей, и сами они в этом смысле являлись
рыцарями-рантье, а не землевладельцами обычного феодального
типа.
Наиболее крупным феодалом был иерусалимский
король. Он владел многими поместьями. Королевский домен
простирался на востоке до р. Иордан и Мертвого моря. Кроме
того, королю были подвластны несколько больших городов -
Иерусалим (четвертой частью его, однако, владел патриарх),
Набулус, где велась широкая торговля, особенно льном и вином,
производившимися в Самарии, а также важные портовые города
- Тир и Акра с их округами: там возделывался хлопок, произрастали
оливковые деревья, были разбиты виноградники, а вблизи Акры
- плантации сахарного тростника. Поместья и города приносили
королям значительные доходы. В пользу короны взимались различные
сборы на городских рынках, в гаванях: таможенные сборы,
якорный налог (по одной марке серебром с каждого прибывшего
корабля), налог с паломников (терциарий - третья часть стоимости
проезда пилигримов) и др. Помимо этого короли требовали
уплаты пошлин с торговых караванов восточных купцов, направлявшихся
из Каира в Багдад, из Дамаска - в Каир, Мекку, Медину. Немалую
дань брали короли с кочевников-бедуинов Заиорданья за право
пользоваться пастбищами, отнятыми у них крестоносцами.
Не брезговали иерусалимские государи
и прямым разбоем, что было вполне в духе тех времен, когда
господствовало кулачное право. Усама ибн Мункыз передает
случай, когда король Бодуэн III (1143-1162) приказал пустить
ко дну неподалеку от Акры корабль, на котором семья писателя
(его жена и дети) направлялась из Египта в Сирию. Это было
сделано лишь для того, чтобы присвоить ценный груз, находившийся
на борту судна. «Когда они приблизились к Акке, -
рассказывает Усама, - франкский король, да не помилует его
Аллах, послал в маленькой лодке отряд своих людей, которые
подрубили [так в цитируемом переводе. - М. З.] корабль своими
топорами на глазах наших людей. Король, приехавший верхом,
остановился на берегу и приказал разграбить все, что было
на корабле». Затем, продолжает Усама, все, плывшие
на корабле, были согнаны на берег и подвергнуты обыску.
У женщин отобрали все, что с ними было. Королевские слуги
захватили на судне «украшения, сложенные там женщинами,
камни, мечи и оружие, золото и серебро приблизительно на
тридцать тысяч динаров» (примерно 150 тыс. руб. золотом).
Король забрал все это и выдал им пятьсот динаров со словами:
«С этим вы доберетесь до вашей страны». А их
- мужчин и женщин - было, с негодованием пишет Усама, около
пятидесяти.
Сравнительно большие доходы, извлекаемые
законными и незаконными способами, давали иерусалимским
королям определенный перевес над остальными сеньорами -
вассалами и субвассалами короны, однако постепенно, по мере
раздачи коронных земель в лены рыцарям, королевский домен
сокращался: к середине XII в., например, вблизи Тира королю
принадлежала лишь треть земель; вообще свыше двух третей
территории королевства занимали владения феодальных сеньоров.
Главной обязанностью вассалов была военная
служба своему сюзерену. Король имел право требовать ее выполнения
в течение всего года: ведь государства крестоносцев находились
в состоянии почти непрерывной войны с соседями, не говоря
уже о том, что внутренняя обстановка там была весьма неспокойной.
Вассал не вправе был надолго покидать свои владения. Еще
в первые годы существования Иерусалимского королевства было
принято постановление, что тот, кто, оставив свой фьеф без
разрешения короля, не вернулся обратно в течение года и
одного дня, терял права на эти владения (так называемая
ассиза одного года и дня). Вассал должен был являться по
призыву сюзерена на коне, в полном боевом снаряжении. Он
обязан был приводить с собой своих вооруженных людей и служить
сюзерену там и столько времени, где и сколько потребуется
(в Западной Европе вассальная служба обычно лимитировалась
40 днями в году).
Обязанностью баронов и других королевских
вассалов было также участие в феодальном совете - курии,
или ассизе. Королевская курия называлась Высокой палатой.
Ассиза - это был феодальный суд: он рассматривал
тяжбы рыцарей. Вместе с тем ассиза представляла собой и
военно-политический орган, обсуждавший и решавший вопросы
войны, мира, дипломатии. Высокая палата ограничивала королевскую
власть и контролировала действия короля по отношению к вассалам.
Курия выступала хранительницей феодальных кутюмов (обычаев).
«Одни только рыцари, - писал арабский эмир Усама ибн
Мункыз в своей «Книге назидания», - пользуются
у них преимуществом и высоким положением. У них как бы нет
людей, кроме рыцарей. Они дают советы и выносят приговоры
и решения». Постановление, принятое курией, «не
может быть изменено или отменено ни королем, ни кем-либо
из предводителей франков, и рыцарь у них - великое дело».
|