5.7. Секретная дипломатия римской
курии
Пробыв некоторое время во Франции, переговорив
с Филиппом II и заручившись от него рекомендательно-доверительным
письмом к Иннокентию III, посетив ежегодный капитул цистерцианского
ордена в Сито, прослушав проповедь Фулька из Нейи, маркграф
отбыл в Германию. В конце декабря 1201 г. он встретился
в Хагенау с Филиппом Швабским, с которым тоже согласовал
дальнейшие действия. В начале марта следующего, 1202 г.
Бонифаций Монферратский прибыл в Рим. Здесь он представлял
интересы обоих Филиппов. Противоречивые и уклончивые сведения
современников позволяют все же думать, что во время переговоров
с папой, касавшихся широкого круга дипломатических проблем,
маркграф намекнул Иннокентию III на имеющийся проект использовать
крестоносцев в антивизантийских целях.
Папа, не добившийся к тому времени никаких
уступок от Алексея III по делам унии, судя по всему, вошел
в негласную сделку с предводителем крестоносцев. Правда,
папский биограф это отрицает, но он ведь и не мог поступить
иначе - «Деяния Иннокентия III» представляют
собой сплошной панегирик папе. Да и переговоры между Бонифацием
Монферратским и Иннокентием хронист описывает крайне лаконично:
он явно не желает компрометировать своего героя. Более поздние
документы, в том числе переписка Иннокентия III с Бонифацием
Монферратским, показывают, однако, что предложения маркграфа
были встречены при папском дворе с должным пониманием. Использовать
крестоносцев против Константинопольской империи - ведь и
сам папа задумывался об этом еще в начале Крестового похода.
Вслед за первой сделкой была заключена
и вторая, на этот раз с сыном Исаака II Ангела византийским
царевичем Алексеем, шурином Филиппа Швабского. Дождавшись
удобного времени, Алексей бежал из Константинополя. Ему
помог некий пизанский судовладелец, предоставивший царевичу
убежище на своем корабле и таким образом давший возможность
юноше, говоря словами Никиты Хониата, «скрыть свои
следы водою». Бегство царевича, как рассказывает византийский
историк, было вскоре обнаружено: «Василеве послал
обыскивать корабль, но посланные не смогли найти Алексея;
он остриг себе волосы в кружок, нарядился в латинскую одежду,
смешался с толпой латинян и укрылся таким образом от разыскивавших
его».
Исследователи истории Четвертого Крестового
похода вот уже почти целое столетие спорят о том, когда
именно произошло бегство царевича Алексея: одни относят
его к 1201 г., другие приводят не менее остроумные доводы
в пользу более поздней даты - 1202 г. В последнее время
верх явно одерживают сторонники первой версии: видимо, Алексей
прибыл в итальянский порт Анкону в сентябре - октябре 1201
г. Оттуда он, по свидетельству Виллардуэна, направился к
королю Германии Филиппу, который был женат на его сестре,
а весной 1202 г., т.е. вскоре после визита Бонифация Монферратского,
Алексей явился в Рим.
В соответствии с инструкциями своего
немецкого покровителя царевич Алексей принял перед папой
смиренную позу просителя: он умолял римского владыку оказать
ему помощь против дяди, узурпатора Алексея III, т.е. помочь
в восстановлении отчей власти в Константинополе. В вознаграждение
за эту помощь - предоставить ее должны были, конечно, крестоносцы,
в контакты с которыми царевич, возможно, вступил еще по
дороге в Германию, по время пребывания в Ломбардии, - сын
Исаака Ангела обещал папе подчинить греческую церковь римской
и обеспечить участие Византии в Крестовом походе.
Иннокентий III получил теперь полную
возможность прикрыть свои истинные намерения в отношении
Византии благовиднейшим предлогом - защитой «справедливого
дела», восстановлением в Константинополе власти законного
правительства. И папа, конечно, не упустил столь подходящего
случая: самые различные источники - известия хроник, данные
официальной переписки, даже памятники монументального искусства
- свидетельствуют, что в Риме была достигнута полная договоренность
между Иннокентием III и Алексеем [8] насчет использования
крестоносного воинства для восстановления на византийском
престоле Исаака II Ангела.
Как и в случае с Бонифацием Монферратским,
наличие такой договоренности отвергают, разумеется, документы,
вышедшие из папской канцелярии; мысль о сговоре с царевичем
отрицает прежде всего сам Иннокентий III в своем послании
к византийскому императору Алексею III от 16 ноября 1202
г. Он рассказывает ему о результатах посещения Рима царевичем
в нарочито туманных выражениях («мы дали царевичу
ответ сообразно с тем, что считали нужным»), явно
стремясь вызвать у византийского василевса чувство обеспокоенности
(«а вдруг?»). Напротив, Новгородская летопись
(русский человек, описавший события Крестового похода, был
очевидцем событий и имел возможность на месте беседовать
с участниками этого предприятия), византийские авторы (Никита
Хониат и Георгий Акрополит), ряд западных хронистов (Альбрик
де Труафонтэн и венецианец Мартин да Канале, писавший, правда,
много позднее, в 1267-1268 гг.), сколь ни разнятся между
собою содержащиеся в их повествованиях факты, сходятся в
том, что Иннокентий III взялся поддержать дело царевича
Алексея. Немного позже, в апреле и июне - июле 1203 г.,
Филипп Швабский, со своей стороны подтвердил в письме папе
обязательство царевича поставить православную церковь под
начало католической, коль скоро, как заявлял претендент
на императорскую корону, «Всемогущий Бог отдаст мне
или моему шурину Греческую империю».
Так в начале 1202 г. дипломатические
нити, до тех пор тянувшиеся из разных концов, хотя и близко,
но независимо друг от друга, все более сплетаются в один
пучок. Иннокентий III, по сути, одобрил замыслы венецианцев
(на словах он им противился); взамен обещанной ему церковной
унии папа, далее, благословил Бонифация Монферратского и
царевича Алексея на то, чтобы двинуть крестоносное войско
к Константинополю. Феодальные круги на Западе, ухватившиеся
за возможность пограбить, а может быть, и прибрать к рукам
Восточноримскую империю (под предлогом возвращения ее престола
Исааку II Ангелу и его наследнику), неустанно плели сеть
интриг вокруг затеянного Римом Крестового похода. Все это
происходило в глубокой тайне. Лишь много веков спустя ученые,
выбирая по крупицам данные, сохранившиеся в источниках,
постепенно нащупывали и развязывали узелки «секретной
дипломатии» начала XIII в.
Примечания
8. Сцена встречи царевича с папой была запечатлена безвестным
равеннским мозаистом среди тех исторических эпизодов Четвертого
Крестового похода, изображениями которых был выложен в 1213
г. пол церкви Сан Джованни Эванжелиста - факт сам по себе
достопримечательный.
|