К.Л. Козюренок
ПРИЖИЗНЕННЫЙ ПАМЯТНИК:
эпизод из отношений Павла I и
А.В. Суворова, 1799 - 1801 гг. |
Среди
пожалований и почестей, оказанных Павлом I А.В. Суворову в 1799 году, выделяется
уникальный для Российской империи замысел -
установить прижизненный
памятник полководцу. Высочайшее повеление о
разработке проекта статуи было объявлено
президенту Академии художеств графу О.Г. Шуазель-Гуффье 1 ноября 1799 г. в письме
вице-президента Адмиралтейств-коллегии
вице-адмирала графа Г.Г. Кушелева
[1]. Через четыре дня Ф.В. Растопчин сообщил об этом самому
Суворову [2]. Уже 30 ноября
президент Академии известил Кушелева о
готовности представить императору эскизы
вариантов монумента [3].
Высочайшее разрешение последовало 7 декабря
[4]. Рассмотрев рисунки и модели
Павел остановил свой выбор на проекте скульптора
М.И. Козловского. Это
случилось под Новый год [5].
Все тот же Растопчин в письме от 7 января 1800 г.
живописал виновнику торжества черты его
будущего скульптурного изображения [6].
Затем, по общепринятому мнению,
"наступивший в марте 1800 года перелом в
отношениях Павла I к Суворову
не замедлил сказаться на судьбах монумента..."
[7]. Уже в написанных спустя
десятилетие после событий воспоминаниях
утверждалось, что с наступлением "предсмертной
опалы" полководца "работы по сооружению
памятника были запрещены" [8].
Действительно, он был торжественно открыт только
к годовщине кончины А.В. Суворова, при новом
императоре. Какова же была судьба монумента
генералиссимусу в последний год правления Павла?
18
января 1800 года граф Шуазель-Гуффье направил Г.Г. Кушелеву очередное письмо, в котором
запросил на отливку статуи и сооружение
пьедестала двадцать пять тысяч рублей. Согласно
смете они должны были отпускаться из Кабинета Е.
И. В. в течение пяти месяцев [9].
Высочайший указ о выделении средств состоялся 5
февраля [10]. Следовательно еще
в то время, когда ни о какой "опале"
А.В. Суворова речи не было, окончание работы
над памятником планировалось не ранее июля 1800 г.
Для сравнения можно сказать, что высочайшее
повеление о сооружении обелиска "Румянцева
победам" состоялось 25 февраля 1797 г., а открыт он
был только в 1799 г. [11]
Очень важно то обстоятельство,
что монумент проектировался и возводился не сам
по себе, но как составная часть грандиозного
комплекса Михайловского замка. Известно, что на
протяжении 1797-1800 гг. одним из
главных его архитекторов являлся Павел Петрович.
Он лично входил в подробности композиционных
решений планировки здания и его деталей,
руководствуясь не только своими художественными
устремлениями, но и особенностями мировоззрения
[12]. Давая указ о создании
памятника Суворову император предполагал
установить его у своего гатчинского дворца. Но
после утверждения проекта М.И. Козловского Павел решил поместить
прижизненный монумент генералиссимусу напротив
главного фасада Михайловского замка - на площади Коннетабль [13]. Здесь история его создания
переплелась с судьбой другой скульптуры -
конной статуи Петра I работы Б.К. Растрелли.
Она была отлита еще в 1747 г., но до воцарения
правнука великого императора официально не
устанавливалась [14]. Павел
Петрович 2 марта 1799 г. распорядился передать
памятник в распоряжение Адмиралтейств-коллегии
для установки в Кронштадте, на набережной канала
Петра Великого. Именно поэтому переписка о нем в
последующем шла через возглавлявшего морское
ведомство доверенного приближенного императора
Г.Г. Кушелева.
Проектирование пьедестала было поручено автору
Румянцевского обелиска архитектору В. Бренна. В течение года Павел
рассмотрел и отклонил несколько вариантов по
причине их высокой стоимости. В начале 1800 г.
император решил поместить статую Петра в
Гатчине, вместо Суворова. Дело проектирования
пьедестала было передано в Академию художеств,
которая 6 февраля объявила конкурс. 1 марта 1800 г.
император утвердил вариант, предложенный Ф.И. Волковым. Проект очевидно так
понравился Павлу, что спустя два дня он
распорядился установить конный монумент во
внешнем дворе Михайловского замка, на площади
Коннетабль. Памятник же генералиссимусу должен
был быть перемещен на Царицын луг, напротив
"Румянцевской колонны" [15].
Вряд ли в этом обстоятельстве
можно усмотреть признаки какой-либо
"немилости". Напротив, во всех случаях памятник
здравствующему на тот момент (еще раз подчеркнем
это!) полководцу должен был находиться прямо под
окнами императорской резиденции. Архитектурному
же ансамблю площади Коннетабль более отвечала
конная статуя Петра, в чем можно убедиться и ныне.
Обследование нового места установки монумента
А.В. Суворову было произведено 21 апреля 1800 г. и
Совет Академии художеств решил изменить форму
пьедестала, поручив 5 мая эту работу М.И. Козловскому. Уже спустя два дня
Павел утвердил один из представленных ему
эскизов. Затем вся документация была переслана
вице-президенту Академии Чекалевскому для
произведения торгов на сооружение фундамента и
самого пьедестала [16]. В
письме из Петербурга от 28 июня 1800 г. современник
событий сообщал, что "статуя Суворову
отделывается" [17].
Здесь и
возникает длинная пауза, позволившая говорить о
"запрете" на постройку памятника. Думается
задержка была вызвана тем, что как раз в это время
спешно завершалось грандиозное строительство
Михайловского замка и тесно связанная с ним
работа по установке конной статуи Петру I. Занимались ею те же специалисты,
что и отделкой памятника генералиссимусу. Так
ремонт растреллиевского монумента и отливку
барельефов для пьедестала к нему с мая по октябрь
1800 г. производил по подряду мастер В.П. Екимов [18]. Он же в
мае следующего года был награжден за отливку
памятника Суворову [19]. Но в
середине 1800 г. все силы были брошены на достройку
императорской резиденции и для других работ их
просто не хватало - ситуация,
хорошо известная в нашем городе и на современных
примерах. Кстати несмотря на все усилия статую
Петру вовремя установить все же не успели:
император торжественно отпраздновал освящение
Михайловского замка 8 ноября, а пьедестал для
монумента был воздвигнут на место только
двадцатого числа [20].
Работы
над памятником полководцу были возобновлены
сразу же после окончания основного "объекта".
Уже 17 декабря 1800 г. в Академию художеств было
направлено распоряжение о том, что Павел
Петрович хочет открыть его до своего обычного
весеннего отбытия в Гатчину. Как правило
император отправлялся туда в апреле, но в 1801 году
он планировал сделать это раньше и указ гласил
"чтобы графа Суворова монумент прежде отъезда Е. И. В. окончен
был". Гибель Павла I очевидно
вновь несколько задержала возведение памятника,
по крайней мере подряд на поставку камня для
пьедестала был заключен только 13 апреля 1801 г.
Но тем не менее 5 мая он был
открыт на том месте и по тому проекту, который был
утвержден покойным императором. Новый государь
наградил участников создания монумента, а
"Суворочке" - Наталье
Александровне Зубовой в этот день была
преподнесена его модель [21].
Подводя
итог истории памятника генералиссимусу нам
остается только присоединиться к существующему
в историографии мнению: "Очевидно, общая оценка
Павловского царствования и самой личности
государя наложила свой отпечаток на отношение
современников к отдельным деталям, частностям,
конкретным фактам" [22].
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Столяров А. К
истории создания памятника Суворову работы
М.И.Козловского // Сообщения Государственного
Русского музея. Л., 1947. Вып. II. С.6.
2 Милютин Д.А. История войны 1799 г. СПб., 1857. Ч.III. С.526.
3 Российский государственный архив
военно-морского флота (РГАВМФ). Ф.198. Оп.1. Д.30.
Л.24-24об.
4 Там же. Л.19об.
5 Столяров А. К истории создания памятника
Суворову... С.6.
6 Фукс Е.Б. История Российско-австрийской
кампании 1799 г. под предводительством
генералиссимуса, кн. Италийского, графа
Александра Васильевича Суворова-Рымникского.
СПб., 1826. Ч.III. С.636.
7 Столяров А. К истории создания памятника
Суворову... С.7.
8 Путешествие в Петербург аббата Жоржеля в
царствование императора Павла I. М., 1913. С.166.
9 РГАВМФ. Ф.198. Оп.1. Д.31. Л.123-124.
10 Столяров А. К истории создания памятника
Суворову... С.7. Всего памятник должен был обойтись
казне в 35233 рубля, включая сюда стоимость
фундамента, установки, бронзовых и позолоченных
деталей декора пьедестала.
11 Майков П. Румянцев П.А. // Русский биографический
словарь. Пг., 1918. Т. "Романова-Рясовский". С.567;
Меерович Г.И. Румянцев в Петербурге. Л., 1987. С.227.
12 См. об этом, напр.: Хайкина Л.В. Михайловский
замок и некоторые аспекты
религиозно-философских воззрений Павла I //
Отечественная история. 2000. № 2. С.164-170.
13 Столяров А. К истории создания памятника
Суворову... С.7.
14 Боженкова М.И. Кумир на бронзовом коне. Образ
Петра Великого в монументальной скульптуре
Санкт-Петербурга. СПб., 1997. С.102-105.
15 Там же. С.110-111; Столяров А. К истории создания
памятника Суворову... С.7.
16 Столяров А. К истории создания памятника
Суворову... С.7.
17 Выдержки из дружеских писем Евгения
(впоследствии митрополита Киевского) к
воронежскому приятелю его Василию Игнатьевичу
Македонцу // Русский архив. 1870. Кн.4. Ст.784.
18 Боженкова М.И. Кумир на бронзовом коне. С.114.
19 Столяров А. К истории создания памятника
Суворову... С.8.
20 Боженкова М.И. Кумир на бронзовом коне. С.116-117.
21 Столяров А. К истории создания памятника
Суворову... С.8.
22 Сорокин Ю.А. Мемуары конца XVIII - первой половины
XIX веков как исторический источник для
характеристики личности императора Павла I //
Археологические, этнографические и исторические
источники по истории Сибири. Межведомственный
сборник научных трудов. Омск, 1986. С.113. |