6. УПАДОК КРЕСТОНОСНОГО ДВИЖЕНИЯ
6.1. Латинская империя. Годы перемирия
на Востоке
Четвертый Крестовый поход был последним,
принесшим по-своему значительные результаты для Запада,
правда, ничего общего не имевшие с официально провозглашавшимися
целями предприятий этого рода. Действительно, плодом рыцарской
авантюры 1202-1204 гг. явилось создание государства под
названием Латинская империя, его столицей сделался Константинополь.
Вначале сами пределы нового государства крестоносцев, собственно,
и ограничивались столицей, но затем завоевателям удалось
утвердиться на многих землях Балканского полуострова и вблизи
него. Были захвачены территории Фракии, Македонии, Фессалии,
Аттики, Беотии, Пелопоннеса, островов Эгейского моря. Все
эти области крестоносцы поделили между собой, присвоив себе
пышные титулы графов и герцогов Афинских, Адрианопольских,
Филиппопольских, князей Ахейских, королей Солуни и т.д.
Больше остальных получили в итоге завоеваний
и различных сделок предприимчивые венецианцы. К ним перешли
три из восьми кварталов Константинополя, Адрианополь, приморские
города Пропонтиды, о-в Крит и многие другие острова. Повелители
«четверти и полчетверти Византийской империи»
- так стали титуловаться отныне венецианские дожи.
Владычество латинян в приобретенных землях
продержалось немногим более полувека. Греческое население
повело упорную борьбу против крестоносных насильников и
грабителей. Важные очаги сопротивления сложились также в
греческих государствах, образовавшихся на развалинах Византии
(Эпирский деспотат, Никейская и Трапезундская империи).
Когда весной 1205 г. во фракийских областях вспыхнуло всеобщее
восстание против латинского ига, грекам помогло и молодое
болгарское государство: 15 апреля 1205 г. в битве под Адрианополем
легкая болгарская конница наголову разбила закованных в
броню рыцарей. В плен к болгарам попал сам латинский император
Бодуэн I. Вследствие внутренних междоусобиц Болгария не
сумела полностью воспользоваться плодами победы, но уже
тогда Латинской империи был нанесен чувствительный удар.
Не прекращавшаяся и после этого борьба местного населения
против владычества западных баронов, неудачи последних в
войнах с Болгарией и греческими государствами, среди которых
особое значение получила Никейская империя, в конечном счете
подорвали позиции завоевателей.
В 1261 г. эфемерная Латинская империя
прекратила свое недолгое существование: никейский император
Михаил III Палеолог, при поддержке генуэзцев и опираясь
на константинопольцев, овладел столицей. Вслед за тем крестоносцы
были вытеснены из многих оккупированных ими областей. За
ними удержались лишь некоторые районы Центральной и Южной
Греции. Дальнейшие Крестовые походы по своим практическим
последствиям оказались совершенно бесплодными.
На некоторое время после завоевания Константинополя
призывы к освобождению Иерусалима вовсе смолкли. Обстановка,
сложившаяся на Латинском Востоке после перехода Иерусалима
к мусульманам, заставляла баронов и князей, еще сохранявших
свои владения в Сирии и Палестине, воздерживаться от дальнейших
попыток искать помощи на Западе. В августе - сентябре 1197
г., через четыре года после смерти Салах ад-Дина, фактический
правитель Иерусалимского королевства граф Анри I Шампанский
пролонгировал мир с преемником и сыном победителя при Хаттине
- египетским султаном аль-Азизом (1193-1198). Положение
вновь обострилось в связи с прибытием в Палестину первых
отрядов немецких крестоносцев императора Генриха VI. Они
уже собрались было атаковать Джабалу и Лаодикею, но эмир
Халеба аль-Захир (сын Салах ад-Дина) предупредил их намерения:
как сообщает арабский историк Кемаль ад-Дин, он отправил
в эти города два подразделения (говоря современным языком,
саперов и взрывников), которые эвакуировали, а затем разрушили
и Джабалу и Лаодикею. В то же время эмир Дамаска, брат Салах
ад-Дина - аль-Адиль Абу Бакр, впоследствии ставший египетским
султаном (1200-1218), бросил войска на Яффу и принудил немецких
крестоносцев отойти от Акры. Менее чем через месяц после
внезапной смерти Анри I Шампанского (10 сентября 1197 г.)
Яффа пала. Со своей стороны, франки сумели в 1198 г. запять
Бейрут. Они осадили Торон, но прибытие подкреплений из Египта,
присланных султаном аль-Азизом по просьбе дяди, положило
конец этой осаде, тем более что немцев обескуражила весть
о смерти Генриха VI, и весной 1198 г. они отбыли восвояси.
На Латинском Востоке воцарилась атмосфера
неустойчивого замирения. Каждая из враждовавших сторон оказалась
целиком поглощенной собственными политическими неурядицами,
и это вынудило и мусульман и крестоносцев 1 июля 1198 г.
подписать договор о мире сроком на пять лет и восемь месяцев,
признававший статус-кво, который установился с отъездом
немецких отрядов. Аль-Адиль Дамасский закрепил за собой
Яффу, а к Иерусалимскому королевству отошел Бейрут. Время
от времени военные действия возобновлялись. В 1204 г., когда
Египет вследствие засухи поразил голод, король Иерусалимский
Амори Лузиньян (1198-1205) даже предпринял попытку овладеть
страной: в мае 1204 г. в Дамиетту двинулся флот из 20 судов,
однако и египтяне и крестоносцы проявили одинаковое бессилие
и предпочли впредь строить свои отношения на основе взаимных
уступок и полюбовного соглашения. По новому договору, подписанному
аль-Адилем в сентябре 1204 г., султан уступил крестоносцам
Яффу, Рамлу, Лидду и половину Сайды. Обстановкой замирения
воспользовались итальянские купеческие республики, в первую
очередь Венеция, расширившие свои привилегии и в Иерусалимском
королевстве и в Египте. Они снабжали христиан и сарацин
лесом, железом и другими материалами: религиозные соображения
для венецианских, пизанских и прочих дельцов не имели значения.
В ближайшие годы после упомянутых событий
Иерусалимское королевство и Египет избегали военных конфликтов.
Иннокентию III, убежденному в том, что
дело Креста может восторжествовать только посредством применения
силы, в течение нескольких лет тоже было не до Иерусалима.
Он целиком погрузился в запутанные европейские дела. Его
внимание приковали и затянувшийся англо-французский конфликт,
и борьба феодальных партий в Германии, и организация немецко-рыцарской
агрессии против прибалтийских народов, и в особенности удушение
альбигойской ереси в Южной Франции (1209-1212). Свои крестоносные
призывы папа возобновил только в 1213 г., уже покончив с
альбигойцами.
|