3.10. «Бедные рыцари Христа»
Чтобы упрочить положение государств крестоносцев
изнутри и извне, в начале XII в. в Палестине были учреждены
военно-монашеские организации, или ордены: иоаннитов (госпитальеров)
и тамплиеров. Позднее, в период Третьего Крестового похода,
образовался еще один орден - Тевтонский, объединивший немецких
рыцарей. Кроме того, на протяжении последних десятилетий
XII в. и в XIII в. возникли религиозные братства - близкие
по характеру к орденам (а в некоторых случаях даже формально
связанные с ними узами вассалитета) военные объединения
горожан. Известно восемь таких ополченческих братств, возникших
начиная с середины 70-х годов XII в.: братство святых Андрея
и Петра, обосновавшееся в Акре, братство пизанцев, итальянское
братство Святого Духа, испанское - св. Якова, английское,
названное именем короля Эдуарда Исповедника, и др. В отличие
от орденов братства представляли собою временные ассоциации,
включавшие в свой состав земляков-пилигримов, главным образом
купцов и ремесленных мастеров, прибывавших по делам в Иерусалимское
королевство и вынужденных в силу обстоятельств принимать
участие в борьбе с мусульманами (так, одно время ректорами,
т.е. предводителями братства Святого Духа, состояли два
золотых дел мастера). Другое отличие братств от орденов
заключалось в том, что некоторые из них (например, братство
св. Георгия в Лидде и Вифлееме) объединяли и восточных христиан-несториан,
и мелкитов.
Ордены по внешнему облику тоже были религиозными
сообществами. Вступая в них, рыцари приносили три традиционных
монашеских обета: целомудрия, бедности и послушания, иначе
говоря, они обязывались не обзаводиться семьей, не стремиться
к накоплению богатств и беспрекословно повиноваться старшим
по иерархии в ордене. Наружный вид орденских рыцарей тоже
напоминал монашеский: тамплиеры носили белый плащ (как цистерцианцы)
с красным крестом - это право им пожаловал папа Евгений
III в 1147 г., во время первого заседания великого капитула
ордена, собравшегося тогда в Париже; одежду госпитальеров
составлял вначале черный, а позже красный плащ с белым крестом;
одеянием тевтонских рыцарей служил белый плащ с черным крестом.
Все эти аксессуары, однако, были не более чем символами:
под монашеской накидкой орденских «братьев»
скрывались рыцарские латы, и оружием рыцарей-монахов являлись
копье и меч, а не проповедническое слово (хотя у орденов
имелись и свои священники).
Правда, первоначально между госпитальерами
и остальными орденами существовало некоторое различие. Орден
госпитальеров возник в качестве организации милосердия.
Он вырос на базе странноприимного дома, построенного еще
около 1070 г. в Иерусалиме купцами из итальянского города
Амальфи. Этому дому, или госпиталю (от латинского слова
«госпиталис» - «гость»), присвоили
имя патриарха Александрийского, жившего в VII в., - св.
Иоанна. Близ госпиталя (он находился между рынком и церковью
Святого Гроба) и жили обслуживавшие его монахи, впоследствии
вошедшие в одноименный орден, откуда его название - госпитальеры,
или иоанниты. Они взяли на себя заботу о паломниках, прибывавших
в Палестину: обеспечивали их питанием и жильем, лечили тех,
кто заболел в пути. Аналогичные госпитали были ими выстроены
затем и в других местах Иерусалимского королевства, а также
в западноевропейских городах, ставших отправными пунктами
паломничества, - в Марселе, Бари, Отранто, Мессине, равно
как и в Византии (госпиталь св. Симеона в Константинополе
и др.). Немного лет спустя после завоевания Палестины крестоносцами,
участниками Первого Крестового похода, благотворительные
обязанности иоаннитов отошли, однако, на задний план, и
при втором великом магистре Раймунде де Пюи (1120-1160)
их орден превратился преимущественно в воинское, рыцарское
объединение.
Тамплиерам не пришлось проделывать подобной
эволюции. Их орден с самого начала имел почти исключительно
военный характер и был основан группой французских рыцарей
в 1118-1119 гг. По известиям Гийома Тирского, писавшего
полвека спустя, у истоков ордена якобы стояли всего девять
рыцарей, которых возглавлял небогатый сеньор из Шампани
Гуго де Пэйнс. На самом деле их было больше. Так или иначе,
но члены ордена были «людьми меча и копья».
Свое название - тамплиеры, или храмовники, - они получили
просто потому, что главной резиденцией рыцарей, учредивших
орден, служило помещение, находившееся с южной стороны дворца
иерусалимского короля и примыкавшее к церкви Святого Гроба.
Последняя была, собственно говоря, прежней арабской мечетью
аль-Акса, которую крестоносцы превратили в церковь; арабы
воздвигли мечеть - монументальное сооружение XI в., поддерживавшееся
280 массивными колоннами (современники сравнивали ее со
знаменитой тогда кордовской мечетью, в действительности
же своими размерами она вдвое превосходила ее), - на месте,
где в незапамятные века, по преданию, находился храм царя
Соломона. По-французски храм - «тампль» (temple);
отсюда - «тамплиеры», иначе именовавшиеся еще
«бедными рыцарями Христа и Соломонова храма».
Главными задачами обоих самых ранних
и наиболее важных рыцарских сообществ (так же, как впоследствии
и Тевтонского ордена) являлись оборона и расширение государств
крестоносцев, борьба против соседних мусульманских владений
и в случае необходимости усмирение возмущений местного населения,
покоренного западными чужеземцами, но не покорившегося им.
Этим определялось строго иерархическое, централизованное
устройство военно-монашеских орденов, зафиксированное в
их уставах. Во главе каждого ордена стоял великий магистр
(в Тевтонском ордене он назывался по-немецки «гроссмейстером»).
Великому магистру подчинялись командиры местных отделений
ордена - бальяжей и провинций (более крупных территориальных
подразделений, объединявших несколько бальяжей): это были
магистры, прецепторы, комтуры (командоры), за которыми следовала
еще целая лестница появлявшихся по мере разрастания орденов
должностных лиц. У тамплиеров, например, были стольничий
храма, маршал и многие другие титулованные, большие и меньшие,
начальники. Из них составлялся совет при великом магистре
- генеральный капитул. С середины XII в. великого магистра
избирала особая коллегия 13 выборщиков, и он занимал свой
пост пожизненно. Сходная организация сложилась и в других
орденах.
Прямое и заинтересованное участие в создании
и дальнейших судьбах военно-монашеских орденов принял апостольский
престол. По замыслу пап римских ордены должны были всецело
посвятить себя делу «защиты христианства». Именно
для того, чтобы никакие мирские интересы не отвлекали их
от выполнения этой миссии, члены орденов и связывали свою
жизнь монашескими обетами. Особое значение орденские уставы,
многократно дополнявшиеся и переделывавшиеся, придавали
обету бедности. Так, § 11 самого раннего устава храмовников,
выработанного в 1128 г. на Труаском соборе под руководством
прославленного церковного мракобеса аббата Бернара Клервоского,
предписывал двум братьям-рыцарям есть из одной миски. Впрочем,
в соответствии с § 30 того же документа каждый рьщарь-храмовник
должен был иметь трех коней. Точно так же, дабы ничто не
вводило рыцарей-монахов в мирские соблазны и не уводило
их в сторону от исполнения религиозного долга, им запрещены
были всякие светские развлечения: они не могли заниматься
соколиной охотой, играть в кости.
Папство пеклось прежде всего о собственных
политических интересах: курия рассчитывала использовать
братьев-рьщарей, главным образом храмовников, в качестве
боевой силы апостольского престола на Востоке.
Заботясь о повышении престижа орденов,
папы не скупились на публичные похвалы в их адрес. Аббат
Бернар Клервоский, идя навстречу пожеланию учредителя ордена
храмовников, сочинил целый панегирик «Во славу нового
воинства». В этом сочинении он горячо приветствовал
появление воинов-клириков, «монахов по духу, бойцов
по оружию». Бернар Клервоский противопоставлял здесь
холеному, тщеславному, разодетому, пышноволосому светскому
рыцарю монаха-тамплиера, который о своей внешности вовсе
не заботится, который даже не умывается и вообще чужд всему
плотскому, но зато ведет деятельную боевую жизнь во имя
высшей цели - служения Богу.
Сильнее всего превозносил автор панегирика
сплоченность и дисциплинированность нового воинства, в котором
«каждый совершенно не следует собственной воле, но
более заботится о том, чтобы повиноваться приказывающему».
Вся эта апологетика, как показала история,
не имела под собой основания. Современники свидетельствуют,
что деятельность орденских братьев далеко отстояла от монашеских
идеалов и от целей, которые преследовали покровители воинов-монахов.
Католические государи и князья везде стремились упрочить
имущественное благосостояние орденов в расчете на то, что
братья-рыцари помогут франкским феодалам удержать под своим
владычеством Восточное Средиземноморье. Расчеты эти фактически
строились на песке. Уже в первые десятилетия существования
ордена храмовников он потерпел ряд серьезных поражений от
мусульман (в 1129 г., в 1153 г. - под Аскалоном, где в бою
пали все 40 участвовавших в нем тамплиеров, и т.д.). Тем
не менее дарения и пожалования лились словно из рога изобилия.
Со всех сторон храмовникам поступали щедрые пожертвования,
приношения, земельные пожалования. Они получали в дар от
светской и церковной знати богатые поместья - как на Востоке,
так и на Западе. Во время пребывания во Франции в 1138-1139
гг. великого магистра храмовников Роберта Бургундского король
Людовик VII подарил ордену две мельницы, дома в Ла Рошели,
освободил тамплиеров от налогов, разрешил беспошлинно перевозить
товары для нужд ордена. Владетель Арагона граф Раймунд Беренгар
IV передал тамплиерам семь замков, пожаловал им десятую
долю королевских доходов и т.д.
Сиятельные пилигримы, отправлявшиеся
из западных стран в Палестину, поручали орденам приобретать
для них в Сирии и Палестине имения, дворцы, дома в городах,
где они могли бы останавливаться во время своего пребывания
в Святой земле, по отъезде все это переходило в собственность
орденов. Им вручались подчас и крупные денежные суммы. Английский
король Генрих II Плантагенет во искупление совершенного
им убийства архиепископа Томаса Бекета завещал тамплиерам
42 тыс. марок серебром и 500 марок золотом. Французский
король Филипп II Август хранил государственную казну у парижских
тамплиеров. В 1217 г. венгерский король Андраш II передал
в дар тамплиерам большие ценности. Словом у братьев-рьщарей
не было причин сетовать на свою бедность.
И все же они не довольствовались одними
лишь приношениями. Почти вся энергия и госпитальеров и тамплиеров
вскоре после создания обоих орденов сосредоточилась на самом
бесстыдном стяжательстве. Любые средства для них были хороши
- война и грабеж, торговля и спекулятивные сделки. Они не
брезговали ничем. Гийом Тирский рассказывает, как храмовники
нападали на мирные арабские караваны и обирали купцов; как
в 1154 г. шайка тамплиеров захватила в плен бежавшего из
Египта сына великого визиря Аббаса, Насира ад-Дина Насра,
и затем выдала его арабам за 60 тыс. золотых. Уже в XII
в. на Западе храмовников открыто обвиняли в алчности - за
деньги они готовы были и на предательство «христианского
дела». Вюрцбергский хронист считает, что во время
осады Дамаска в 1148 г. рыцарями Второго Крестового похода
осажденные подкупили храмовников, которые втайне оказали
им поддержку, что и послужило одной из причин провала предприятия.
И тамплиеры и госпитальеры всячески злоупотребляли
своими привилегиями в целях обогащения и наживы. Путешествовавший
по Иерусалимскому королевству церковный деятель Теодерик
в «Книге о святых местах» (1172 г.) не без удивления
писал о богатствах обоих орденов, о принадлежащих им жилых
и хозяйственных постройках, о церквах в Иерусалиме, об их
крепостях и замках: «Сколько богатств у тамплиеров
- никому не дано знать». Храмовники и иоанниты подчинили
себе, считает Теодерик, почти все города и поселения, которыми
некогда изобиловала Иудея и которые были разрушены римлянами,
не говоря уже о множестве владений в других странах.
Со временем «бедные рыцари Христа»
построили десятки грузовых кораблей и судов для транспортировки
людей. За приличное вознаграждение тамплиеры перевозили
паломников из Европы на Восток и в обратном направлении.
Храмовники стали образцовыми для своего времени спекулянтами.
Безымянный биограф папы Иннокентия III передает, как в 1208
г. они продали в Сицилии зерно, которое должны были доставить
в Святую землю: цена на хлеб в Сицилии была тогда выше,
чем в Палестине, нужды же палестинских франков мало тревожили
храмовников.
Накопив колоссальные богатства, братья-рыцари
занялись также ростовщичеством и банковскими операциями.
Они ссужали деньгами самых знатных пилигримов. Когда Людовику
VII во время его Крестового похода отказали в ссуде генуэзцы
и пизанцы, он обратился к великому магистру тамплиеров Эбрару
де Барру, который из Антиохии выслал французскому королю,
о чем тот сообщал в письме во Францию, «необходимые
нам деньги» - весьма внушительную сумму.
В экстраординарных обстоятельствах светские
и церковные феодалы отдавали на сохранение храмовникам свои
ценности, и тамплиеры не стеснялись присваивать крупные
суммы из доверенных им средств. В 1199 г. епископ Сайды
в гневе отлучил тамплиеров от церкви за то, что они не вернули
епископу Тивериадскому переданные им его предшественником
на сохранение 1300 безантов и различное имущество. В Рим
полетела жалоба на бесчестных банкиров. Однако Иннокентий
III взял сторону своего воинства: он повторил вынесенный
еще папой Александром III запрет налагать церковные кары
на храмовников. Показательно, что тот же Иннокентий III
укорял тамплиеров в алчности: их священники за два-три динара
отправляют требы в городах, находящихся под интердиктом,
отпевая отъявленных грешников и злодеев. В XII в. храмовники
стали практиковать ссуды под залог земли.
Дома братьев-рыцарей в Париже, Лондоне,
городах Южной Франции превратились в своеобразные центры
финансовых дел, ведению которых тамплиеры учились у денежных
людей Ломбардии. Один из великих магистров ордена (а всего
их за его историю было 23) состоял даже в родстве со знаменитым
семейством ломбардских банкиров. Сами римские папы охотно
пользовались денежными услугами «бедных рыцарей»:
как банкирам, им поручали хранить и выплачивать звонкий
металл, собранный папскими агентами якобы на нужды Крестовых
походов, давать деньги взаймы сеньорам, снаряжавшимся в
Палестину, и пр. По мнению современной западногерманской
исследовательницы М.Л. Бульет-Тиле, тамплиеры в роли ростовщиков
стали опасными конкурентами итальянских банкиров. Интересно,
что храмовники сами изобрели и применяли сложную систему
финансового делопроизводства: они вели бухгалтерские книги,
составляли документы доходно-расходной отчетности и т.д.
Орден храмовников особенно преуспел на
поприще «крестоносного бизнеса». Однако и госпитальеры
добились немалого. В особенности усердно занимались они
приумножением своих поместий.
Богатства орденов росли. Через несколько
десятков лет после их создания орденам принадлежали тысячи
деревень, лугов, виноградников, соляных промыслов, земельных
участков в городах, в том числе рынки, всевозможные доходы
от недвижимого и движимого имущества. Опись грамот, например,
испанских тамплиеров, относящаяся к концу XII в., включает
444 документа о дарениях, покупках, завещаниях и т.д. Ордены
имели свои провинции не только в Латино-Иерусалимском королевстве,
но также во Франции и Германии, в Испании и Португалии,
в Чехии и Венгрии, в Англии и Сицилии, в Славонии (Далмации).
Во время Третьего Крестового похода английский король Ричард
Львиное Сердце, нуждавшийся в деньгах, продал (или заложил)
храмовникам захваченный им у Византии остров Кипр: тамплиеры
уплатили за него в 1191 г. наличными 40 тыс. безантов и
60 тыс. должны были внести позднее.
Орденские рыцари сделались жесточайшими
эксплуататорами крепостных крестьян в своих поместьях. Не
раз там поднимались восстания против «небесного воинства»
апостольского престола. Самое мощное из них вспыхнуло весной
1192 г. - и как раз на Кипре. Тамплиеры, не успевшие освоить
только что приобретенное владение и будучи немногочисленны,
не сумели справиться с «мятежниками» и поневоле
уступили остров титулярному иерусалимскому королю Ги Лузиньяну
(титулярному, ибо, как мы увидим, Иерусалим к тому времени
был утрачен рыцарями).
В XII в. ордены заняли первенствующее
положение в государствах крестоносцев на Востоке. Им были
переданы многие крепости и замки, главным образом пограничные:
так, в 1150 г. тамплиерам, как «храбрейшим и опытнейшим
в воинском деле людям», была навечно отдана крепость
Газа, воздвигнутая для обороны против Египта; в 1152 г.,
после того как Hyp ад-Дин, нанеся поражение войскам графства
Триполи, разрушил крепость Тортозу, ее бренные останки тоже
отдали храмовникам. В их распоряжении находились крепости
Торон де Шевалье, Бет Жибелин и др. Гарнизоны братьев-рыцарей
размещались почти во всех городах Иерусалимского королевства,
а также княжеств Триполи и Антиохии, повсюду у них имелись
свои дома или казармы.
Современники многократно укоряли орденских
рыцарей в гордыне - и не напрасно: ордены всячески подчеркивали
свою независимость от баронов и епископов. Маркиз Конрад
Монферратский, оборонявший Тир от Садах ад-Дина, утверждал,
что тамплиеры «своей завистливостью вредили ему больше,
чем язычники». Подчас они позволяли себе откровенно
дерзкие выходки по отношению к местной церковной иерархии.
Во время проповедей в храме Гроба Господня иоанниты, например,
во всю мочь трезвонили в колокола в своих церквах, заглушая
службу, которой руководил иерусалимский патриарх; однажды
он даже пожаловался на столь вызывающее поведение госпитальеров
римскому папе. Подчас братья-рыцари вступали в прямые конфликты
с церковными и светскими властями. В 1155 г. госпитальеры
совершили даже вооруженное нападение на церковь Святого
Гроба. Своими разбоями орденские рыцари причиняли порой
непосредственный ущерб самой иерусалимской короне, и короли
вынуждены были силою унимать воинов апостольского престола.
Тем не менее поскольку общая численность
крестоносных завоевателей, осевших на Востоке, была невелика,
с орденами приходилось считаться; они играли серьезную роль
в военных предприятиях крестоносцев, выступая обычно либо
в авангарде рыцарских соединений, либо в арьергарде, прикрывая
их отход. После утраты Иерусалима в 1187 г. ордены остались,
в сущности, единственной боеспособной силой крестоносных
государств. Понятно, что никакой политический шаг тут не
предпринимался без участия великих магистров.
Однако значение орденов в жизни франкского
Востока существенно ослаблялось тем, что оба ордена, как
правило, жили не в ладах между собой. Алчность храмовников
и госпитальеров порождала их взаимные распри. Они готовы
были уничтожить друг друга из-за обладания какой-нибудь
мельницей или рынком. В 1179 г. папа Александр II заставил
оба ордена подписать формальный мир, словно это были два
враждебных государства.
К концу XII в. военно-монашеские ордены
превратились во влиятельную военно-политическую силу и на
Востоке и на Западе. В руках орденов сосредоточились колоссальные
имущества - земельные и денежные. Масса мелких рыцарей из
западных стран охотно потянулась в эти сообщества, привлеченная
возможностями удовлетворить через них свои агрессивные устремления.
Но хотя ордены и являлись наиболее организованной
силой западных феодалов в Восточном Средиземноморье, однако
независимое положение, нарушавшее привычную церковную иерархию
и превращавшее ордены как бы в государство в государстве,
злоупотребление своими привилегиями, грабительские авантюры,
непрестанные конфликты как с местной администрацией, так
и между собою, высокомерие братьев-рыцарей - постепенно
восстанавливали против них феодалов-мирян и феодалов-церковников,
а богатства орденов вызывали зависть. По словам хрониста,
орденские братья искали только своей выгоды, но отнюдь не
жили заботами о «делах Христа». Естественно,
что, поглощенные стяжательством, ордены были не способны
сколько-нибудь основательно упрочить франкские завоевания
на Востоке.
|