Леопольд
фон Ранке, крупнейший немецкий историк XIX
столетия, в своем последнем крупном сочинении,
всеобщей истории, в котором проявилась конечная
мудрость его продолжительной жизни, посвященной
изучению истории, выразился так:
"Единственное, пожалуй, назначение
человечества заключалось в том, чтобы путем
мореплавания и войн между соседними
государствами достичь развития".
"Мореплавание и
войны", по его мнению, были двумя факторами,
содействовавшими развитию человечества, то есть
повлиявшими на весь ход истории. Говоря о
"войнах между соседними государствами" он
подразумевает, вероятно, главным образом,
"соседей на суше", хотя и "соседи на
море", даже в очень отдаленные времена, вели
между собою крупные войны. С развитием
мореплавания вода, и, в частности, море, перестали
быть разъединяющим элементом и превратились в
связующий, как в мирном, так и в военном
отношениях.
Если Ранке и сказал:
"единственное, пожалуй, назначение", то эту
фразу не следует понимать как выражение
сожаления о том, что назначение человечества не
было иным. Здесь речь идет не о случайном явлении,
о котором можно было бы сожалеть, но о законе
человеческого развития, неизменном и
последовательном, чуждом случайных влияний.
Мореплавание и войны были прямыми путями,
назначенными Проведением для развития
человечества. В настоящее время эти оба пути
слились в один в военном флоте.
Военные флоты не раз
решали судьбу народов и тем самым оказывали
решительное влияние на ход мировой истории.
Несмотря на сравнительно небольшое число
военных действий на море, морские войны имели
большее значение, чем войны на суше; ни одна
сухопутная битва по своему историческому
значению не может сравниться с битвой при
Акциуме или с Трафальгарским сражением. Первая
из них обеспечила победителям владычество над
всем древнем миром более чем на пять веков, а
второе - господство на море, или, вернее, на всех
морях в течение уже целого столетия.
Несмотря на это,
историки всех времен уделяли свое внимание
преимущественно сухопутным войнам и армии;
последними не только больше интересовались, но и
понимали их гораздо лучше, чем морское дело и
морские войны.
Непостоянное море, на
котором разыгрывались морские войны, для
большинства людей незнакомо и не кажется
привлекательным; морская же служба не
располагает к научной и литературной
деятельности, поэтому моряк редко прибегает к
перу, хотя бы даже и владеет им отлично. Ни один из
выдающихся флотоводцев не оставил нам описания
своих походов, подобного сделанному Цезарем или,
в более близкое нам время, Фридрихом Великим.
Поэтому сведения о морских войнах, дошедшие до
нас, к сожалению, неполны, недостаточны и часто
противоречивы; по этой причине нередко, несмотря
на все усилия, не удается составить правильное
представление о происходившем.
Само собой разумеется,
что морские войны могли начаться тогда, когда
развилось мореплавание, и поэтому будет вполне
уместным обратить взгляд на историю судоходства
и на народы, наиболее способствовавшие его
развитию.
Зачатки судоходства
относятся к тем временам, о которых у нас не
имеется никаких сведений. Первым средством для
передвижения по воде, вероятно, был плот,
связанный из снопов камыша или же из древесных
стволов, служивший для передвижения по течению
или же приводимый в движение шестами; он
снабжался грубым брусом, игравшим роль руля, и
небольшим шалашом самого примитивного типа.
Подобного рода плоты встречаются и доныне на
Висле и Одере. Следующей ступенью является
челнок - выдолбленный ствол дерева, используемый
и теперь в южных морях и еще несколько десятков
лет тому назад применявшийся для сообщения между
Килем и Эллербеком в виде "однодеревок"
(Einbaum), приводившихся в движение при помощи весел
или же примитивного паруса. Это уже были суда, для
изготовления которых требовалось применение
известных инструментов, что указывает на
некоторый прогресс. Еще большим прогрессом
являются лодки, сколоченные из отдельных досок и
снабженные веслами и парусами; такие суда могли
появиться лишь при значительном развитии
различных ремесел и умении обрабатывать металлы.
Толчок первым попыткам
мореплавания, вероятно, дало рыболовство, за
которым последовал обмен товаров, то есть
морская торговля; наряду с этим на просторе
никому не принадлежащего моря, где и в нашем
столетии сила часто является законом, еще в
ранние времена развилось пиратство. По понятиям
древних, у которых еще не было представления о
международном праве, всякий чужестранец
считался врагом, которого можно было убить
безнаказанно; морской разбой не считался ни
преступным, ни позорным и производился
совершенно открыто. Все мореходные народы
разбойничали на море, охотились на людей и
занимались работорговлей. Типичными примерами
является похищение Елены и продажа в рабство
Евмея (Одиссея, XV, 402-483).
В смысле расположения и
годности к мореплаванию отдельные народы резко
отличались друг от друга. Некоторые обладали
природными способностями к далеким плаваниям,
другие же, наоборот, не питали ни малейшей охоты и
расположения к этому, что доходило у них даже до
ужаса перед морем. К первым надо отнести
финикийцев, большую часть греческих племен и
этрусков, к последним же - египтян, индусов,
персов и римлян.
Финикийцы еще в очень
отдаленные времена выделялись среди других
народностей развитием своего мореходства, но
прямых доказательств этого, ни письменных, ни
вещественных, сами они почти не оставили.
Самые ранние сведения
дошли до нас через посредство египтян, и то не в
виде письменных свидетельств, оставленных
древними писателями, а лишь благодаря
производящимся с середины XIX в. раскопкам
памятников и связанному с ним чтению иероглифов.
Море с соленой водой, по
суеверным египетским воззрениям, воспрещавшим
употреблять в пищу морских рыб и морскую соль,
представлялось царством злого духа (Тифона) и
внушало ужас, поэтому до воцарения более
свободомыслящего фараона Псамметиха (664-611 гг. до
н. э.) египетская морская торговля была лишь
пассивной. С другой стороны, Нил со своими
рукавами, служивший естественным путем
сообщения, не мало способствовал тому, что в
Египте, старейшей по культуре стране, очень рано
и в широких размерах развилось речное
судоходство. На мелководных речных протоках с
незапамятных времен использовались легкие плоты
с приподнятыми оконечностями, составленые, за
недостатком леса, из связок папируса. Они
приводились в движение шестами и служили для
перевозки людей и животных, даже быков, и для
доставки товаров на рынки. Одно из изображений
такого плота относится к царствованию VI династии
(середина III тыс. до н. э.).
В то же время, нельзя
преувеличивает страх египтян перед морем и
недооценивать их достижения в области
судостроения и мореплаванния. Первые деревянные
суда появились в Египте на рубеже IV-III тыс. до н. э.
Египтяне уже имели несколько довольно
совершенных в техническом отношении типов судов,
как, например, служившие для перевозки людей
плоскодонные суда, длиною в 10-16 метров, ходившие
под веслами и под парусом. За неимением
достаточно прочных рангоутных деревьев, вместо
мачты служили двуногие козлы с горизонтальным
коротким реем, на котором крепился узкий высокий
парус. Помимо паруса, для движения служили также
ланцетовидные весла, числом от 8 до 26 с каждого
борта; для управления судном использовались от 2
до 5 весел с каждой стороны в корме. На судах,
предназначавшихся для дальних переходов,
имелись сплетеннные из тросника каюты.
Численность команды доходила до 70 человек.
Крупнейшие из этих судов имеют сходство с судами
правителя Уганды Мтеса на озере Виктория,
описанными Стенли в его книге "Через Черный
материк", выпущенной в 1878 году, то есть более
чем на 4600 лет позднее.
Помимо того, у египтян
имелись большие понтоны, грузоподъемностью до 200
тонн, служившие для перевозки тяжелых грузов,
каковыми, например, были каменные глыбы,
применявшиеся для гигантских египетских
построек.
По конструкции
египецкие корабли во многом напоминали более
ранние нильские тростниковые суда или плоты.
Единственным пригодным для кораблестроения
деревом в Египте была акация, дерево твердое и
волокнистое, из которого нельзя получить длинных
досок. Короткие отрезки дерева скреплялись между
собой посредством врезок и шпунтов (Геродот
поэтому сравнивал обшивку египетских судов с
кирпичной кладкой), корпус для большей прочности
обтягивался тросами. Борта завершались
планширом, на уровне планшира крепились бимсы.
Эти бимсы и стрингер, проходивший от носа к корме
непосредственно под ними, придавали корпусу
дополнительную прочность. Шпангоуты
отсутствовали. Натянутый трос между высоко
поднятыми носом и кормой помогал удерживать их в
таком положении. Киль как таковой отсутствовал -
его заменяла продольная килевая планка, а
двойная мачта, стоявшая ближе к носу, опиралась
на борта, как у тростниковых судов, дно которых не
могло дать надежной для нее опоры. Древнейшие
египетские деревянные суда были найдены недавно
в Абидосе, в погребениях начала первой династии -
время царей Аха (Менеса) или Джера, около 3000 г. до
н. э. В отличие от судов эпохи IV династии из Гизы,
они были захоронены в собранном виде. В длину они
достигали 20-30 метров, доски обшивки, как и
предполагалось, скреплялись тросами, щели между
ними законопачивались волокнами папируса.
С начала III тысячелетия
Египет стал импортировать отличный строевой лес
из Сирии и Малой Азии (знаменитые ливанские
кедры), однако основные элементы конструкции
египетских судов менялись медленно. В это время
строились мореходные суда длиной до 50 м,
расчитанные на 40 и более гребцов. О них мы можем
судить по сделанной в 1954 г. в Гизе находке
43-метрового судна царя Хеопса, которое было
помещено в специальную подземную камеру в
разобранном состоянии. Материалом для него
послужили ливанский кедр, граб, сикомор и акация.
Первоначально египтяне пользовались короткими,
как на каноэ, веслами без уключин. Простейшие
уключины - веревочные петли, пропущенные через
отверстия в планшире, появились около 2400 г. до н.
э. Гребцу приходилось вставать, чтобы погрузить
весло в воду; совершая гребок, он опускался
обратно на скамью. В это же время стали крепить к
корме и рулевое весло, что облегчало управление
судном.
Двойная, опиравшаяся на
борта мачта и обыкновенная мачта однодревка
просуществовали вместе до конца VI династии
(около 2200 г. до н. э.), после чего двойная мачта
окончательно вышла из употребления. На рельефе
из гробницы Ахиби в Саккаре показано, как команда
опускает такую двойную мачту.
До конца III тысячелетия
использовались очень высокие (по отношению к
корпусу) мачты, несшие один высокий и узкий парус
(на Ниле, с его высокими берегами, это позволяло
более эффективно ловить попутный ветер). Когда
парус не использовался, мачта вынималась из
степса и укладывалась вдоль палубы.
Мачту удерживали
многочисленные ванты и бакштаги. Форштаги
появились около 2400 г. до н. э. Мачта, первоначально
ставившаяся ближе к носу, постепенно смещалась к
корме. Около 1500 г. до н. э. ее помещали ровно
посередине судна, что позволяло ему ходить не
только прямо по ветру. Парус крепился верхней
шкаториной к рее, а нижней - к утлегарю (в
древности утлегарь использовали одни лишь
египтяне). Утлегарь имел собственный стоячий
такелаж, так как сделанный из папируса парус не
был достаточно прочным, чтобы его удерживать.
Утлегарь был закреплен неподвижно, а парус
поднимался и опускался вместе с реей. Египтяне не
использовали блоки, поэтому для управления
парусом требовалось много рук. Около 2000 г. на
смену высокому парусу пришел парус прямо
противоположной формы - низкий и очень широкий.
Морские суда строились
по той же схеме, что и речные, с той лишь разницей,
что для укрепления слишком легкого корпуса
использовался толстый трос, протянутый между
носом и кормой, с накинутой на корму петлей.
Команда натягивала его, закручивая при помощи
ваги. Тонкий канат опоясывал корпус на уровне
палубы, не давая обшивке расходиться под
давлением палубных бимсов. Самые ранние морские
суда можно видеть на рельефе из Абусира,
выполненном около 2450 г., изображающем
возвращение какой-то военной экспедиции.
Египетские тексты дают
некоторые сведения об использовании флота в
военных целях. В надписи вельможы Уны из Абидоса,
конца XXV в. до н. э., содержится описание похода на
восток против бедуинов и, в частности, десантной
операции на юге Палестины, где проходила
египетская граница. Это, очевидно, самое древнее
описание совместных действий флота и сухопутных
сил: "Его величество посылал меня пятикратно
водить войско и усмирять страну жителей песков
каждый раз, как они восставали, - с помощью этих
отрядов я действовал так, что его величество
хвалил меня. Доложили, что бунтари среди этих
чужеземцев на Газельем Носу. Я переправился на
судах с этими отрядами и пристал у высоких
отрогов горы севернее страны жителей песков,
причем половина войска шла сухопутной дорогой. Я
пришел и захватил их всех. Были перебиты среди
них все бунтари". (Иероглифическая надпись из
Абидоса в Верхнем Египте, сановника Уны -
современника царей VI династии Тети II, Пиопи I,
Меренра I - середина XXV - начало XXIV вв. до н. э.,
Каирский музей. Перевод и комментарии Ю. Я.
Перепелкина).
Имеются также сведения
о первых дальних плаваньях древних египтян. По
найденным при раскопках в долине Хаммамат
иероглифическим надписям можно заключить, что
египетские суда еще в 2300 г. до н. э. из гавани
Левкос Лимен (ныне Козейр), где кончалась дорога,
ведущя к Красному морю из Коптоса на верхнем Ниле
- плавали в сказочную страну Пунт. Более точные
сведения о морском деле в древности дают нам
надписи и изображения в фиванском храме Дейр
эль-Бахри, посвященные экспедиции, посланной в
Пунт через Красное море царицей Хатшепсут (1479-1458)
около 1470 г. до н. э.
Эти корабли,
сходные с вышеописанными крупными нильскими
судами, существовавшими за 1000 лет до того
времени, указывают уже на значительные успехи.
Корпуса изображенных на них кораблей Хатшепсут
имеют более изящные, чем у судов Древнего
царства, очертания, они имеют кормовую и носовую
палубы с фальшбортом; форштевень прямой,
ахтерштевень плавно изогнут и завершается
бутоном лотоса. Концы палубных бимсов пропущены
сквозь обшивку, что придавало конструкции
большую прочность. Отпала необходимость
опоясывать корпус судна тросом. Парус, как и на
речных судах того времени, широкий и низкий. Он
крепился на длинной рее из двух связанных между
собой деревьев. Мачта более низкая, чем на более
ранних судах, количество штагов сократилось.
Никаких приспособлений для рифления парусов не
видно, возможно, что при сильном ветре большой
парус спускался и заменялся меньшим. Каждое
судно имело по 30 гребцов - можно предположить, что
эти корабли достигали не менее 30 м в длину. После
1400 г. до н. э. в египетском судостроении
происходят большие изменения. В дальнейшем оно
развивалось уже в рамках общей
средиземноморской традиции, где тон задавали
сперва Крит, а затем финикийцы и греки.
Эта морская экспедиция,
снаряженная царицей Хатшепсут, является первым
походом, о котором до нас дошли достоверные и
обстоятельные сведения. Поэтому царице
Хатшепсут по справедливости принадлежит первое
место в морских анналах. Груз, привозимый из
страны Пунт, состоял из золота, серебра, слоновой
кости, черного и других ценных пород дерева,
живых благоухающих растений в кадках,
благовонной смолы, леопардовых шкур, женщин,
детей и павианов двух пород. До сих пор, однако,
надо считать невыясненным, был ли совершен этот
поход египтянами, которые, хотя и обладали
значительным внутренним речным флотом, но под
религиозным внушением жрецов питали
нерасположение и страх к морю, или же
финикийцами, находившимися издавна в частых
сношениях с Египтом. За финикийцев говорит то
обстоятельство, что среди фресок недавно
открытой в Фивах гробницы, относящейся
приблизительно к той же эпохе (XVIII династии),
имеются изображения подобных же кораблей, но с
финикийской командой. Возможно, что это были
наемники, подобные финикийцам-наемникам
тирского царя Хирама, совершившим спустя 600 лет
поход на кораблях Соломона в страну Офир и
вернувшимся оттуда с подобной же добычей. Когда,
целое тысячелетие спустя, около 600 г. до н. э., царь
Нехо отправил флотилию для обхода кругом Африки,
то команда вся была составлена из тех же
финикийцев, а не египтян (Геродот, IV, 42), которые,
казалось бы, могли к этому времени отрешиться от
суеверного страха перед морем под воздействием
греческого влияния, проникшего в Египет при царе
Псамметихе.
При своем
нерасположении к морю, египтяне предоставили
свою торговлю финикийцам. На Ниле же цари издавна
содержали военные суда, и еще в очень отдаленные
времена египетский военный флот имел
определенную организацию. Около 1600 г. до н. э. флот
этот выступил активно для вытеснения гиксосов
(союза хурритских и семитских племен),
поработивших страну и обосновавшихся в дельте
Нила. События эти отраженны в надписи на стеле
царя Камоса (начало XVI в. до н. э.). Судя по этому
источнику, флот использовался для
рекогносцировки, для переброски и высадки войск.
В надписи упомянуты названия нескольких
кораблей. Сохранилась также надпись на стенах
гробницы начальника гребцов Яхмоса, жившего при
первых трех царях XVIII династии (начало - середина
XVI в. до н. э.). Яхмос участвовал в нескольких
кампаниях против гиксосов и кушитов, подавлял
восстания на юге Египта. Перечислены названия
нескольких судов, на которых он служил. Из
надписи следует, что он неоднократно сражался на
Ниле против вражеских флотов (упомянуты
захваченные им в плен гребцы противника). Яхмос
особо оговаривает те случаи, когда он сражался на
суше - очевидно, основная его служба была связана
с нильским флотом.
Рельеф Рамзеса III, около
1190 г. до н. э., из храма в Мединет Абу, изображает
битву между египетским флотом и кораблями
"народов моря" (филистимлян Библии).
Сражение происходило где-то неподалеку от суши (в
правом нижнем углу египетский воин добивает или
берет в плен выбравшегося на сушу противника с
затонувшего корабля), но определено сказать, где -
в одном из рукавов Нила или у побережья Ханаана -
невозможно. Египетские суда этого времени
значительно отличаются от тех, что представлены
на рельефах Хатшепсут. Это боевые корабли. Нос
украшен головой льва, ахтерштевень прямой, а не
изогнутый. Гребцы укрыты от вражеских стрел
высоким фальшбортом. Палуб эти суда, очевидно, не
имели. Натянутый между носом и кормой трос
отсутствует - прочность корпуса, как и у
сирийских кораблей с фрески 1400 г. до н. э.,
достигается за счет внутренней конструкции.
Изменился и рангоут - исчез утлегарь, сократилось
число штагов и топенантов рея. Реи уже не прямые,
а слегка изогнутые. Мачта завершается смотровой
площадкой. Появились гитовы - в том виде, в
котором они затем существуют на протяжении всей
античной эпохи. Это важное изобретение,
позволяющее быстро подтягивать парус к рее,
возможно, было сделано гораздо раньше, но здесь
оно представлено впервые. Примечательно, что
рангоут и такелаж египетских судов практически
не отличается от вражеских. Корабли "народов
моря" - эгейского типа, с прямыми угловатыми
носом и кормой, нос украшен утиной головой.
Показано, вероятнее
всего, внезапное нападение египтян на стоящий на
якоре вражеский флот. Паруса вражеских кораблей
убраны, гребцов с веслами не видно. Со стороны
египтян действуют почти исключительно лучники.
Воины народов моря, с круглыми щитами, в шлемах,
увенчанных рогами или гребнем из перьев,
размахивают мечами и копьями, но никакого
метательного оружия не применяют. Два египетских
корабля сблизились с противником. Стоящий на
носу египетский воин поражает копьем противника
на корме вражеского судна. Египтянин на носу
другого корабля готовится пустить в ход булаву.
Эта морская битва мало
чем отличалась от сражения на суше. Морская
тактика, если вообще существовало такое понятие,
могла сводиться только к внезапной атаке или к
попытке рассеять строй противника и уничтожить
его суда поодиночке. Единственным специфическим
морским оружием того времени был абордажный
крюк. Таран еще не был изобретен, и морские
сражения сводились к абордажным схваткам.
Всего на рельефе
показаны девять кораблей (4 египетских и 5
вражеских), так что о реальном соотношении сил в
этом сражении, и, тем более, о численности
египетского военного флота, говорить трудно. Из
документов XV-XIV вв. до н. э., найденных в Угарите
(городище Рас-Шамра в Сирии), известно, что этот
сравнительно небольшой, хотя и богатый,
город-государство мог выставить до 150 боевых
судов (нет данных, впрочем, ни об их размерах, ни о
численности команд). Египет, даже в период
относительного упадка, вероятно, мог позволить
себе гораздо больше.
Тот тип морского судна,
который преобладал в Эгейском мире в середине II
тыс. до н. э., по-видимому был заимствован
кораблестроителями Леванта и Египта около 1400 г..
Фреска из гробницы Кенамуна в Фивах представляет
торговые суда, пришедшие в Египет, судя по их
экипажу (ченобородые моряки с крючковатыми
носами), из Сирии. Они во многом напоминают
корабли Хатшепсут (выступающие далеко над водой
нос и корма, прямые фор- и ахтерштевни,
пропущенные сквозь обшивку бимсы). Удерживающий
корму и нос продольный трос отсутствует -
прочность корпуса достигается, очевидно, за счет
внутренней конструкции (шпангоуты, стрингеры). По
росписи невозможно судить о размерах этих судов,
однако обнаруженные в Рас-Шамре (Угарите)
документы примерно того же времени
свидетельствуют о том, что строились и довольно
большие суда - на один такой корабль могло быть
погружено до 450 тонн зерна.
Энергичные правители
Египта, например Сети I (1290-1279) и Рамзес II (1279-1212), а
также Нехо (609-594 гг. до н. э.), выстроили при помощи
финикийцев, доставлявших необходимый лес, флоты
на Красном и Средиземном морях. Об одном из
преемников последнего царя, именно об Априи (588-569
гг. до н. э.) говорится, что он вел морские войны с
жителями Тира, добился господства на море и
обложил данью города на Кипре. Особенного
значения в истории военных флотов египетский
флот не имел, так как он не защищал ни торгового
флота, ни морской торговли.
Египтяне с древнейших
времен умели строить каналы, дамбы, возможно даже
шлюзы на судоходных каналах. В "Поучении царя
своему сыну Мерикара" (последний жил в XXII в. до
н. э.) уже идет речь о каких-то крупных
гидротехнических сооружениях (каналах или
дамбах) в Дельте, которые служили препятствием
для азиатов (сам текст "Поучения" был
составлен, вероятно, в эпоху Среднего царства).
Аристотель
(Метеорология 1.15) писал, что первым, кто проложил
канал через Истм (Суэцкий перешеек) был
"Сезостирис". Плиний Старший (6.33.165) также
упоминает Сезостириса, как первого строителя
канала между морями, а Страбон (XVII. 1. 25; и I. 2. 31)
сообщает, что этот канал был построен им "еще
до Троянской войны". Таким образом, античные
авторы относили начало строительства канала к
эпохе XII династии, к правлению одного из
Сенусертов (Флиндерс Питри, правда, считал, что
античные сведения о "Сезостирисе" на самом
деле относятся к Рамзесу II, т.е. ко времени XVIII
династии).
Знаменитые рельефы
Хатшепсут в Дейр эль-Бахри также связаны с
вопросом о канале. Вопрос же сводится к
следующему: была ли, при отправке товаров в Пунт
по Красному морю, необходимость сперва везти их
по суше через Восточную Пустыню и уже только на
берегу моря перегружать на суда? Ведь на рельефах
те же самые корабли, которые изображены
плывущими по Красному морю, затем показаны
стоящими на Ниле рядом с Фивами. По этому поводу
высказывались два противоположных мнения.
Согласно одному из них (Брестед, Эрман), какой-то
водный путь все же связывал восточный рукав
Дельты с Красным морем уже при Хатшепсут. Другие
же (Познер, Гарднер) считали, что никакого канала
до эпохи Нехо (около 600 г. до н. э.) не было, а
морские суда у причала в Фивах - плод воображения
художника, символическое изображение успешно
завершенной экспедиции. Тот факт, что ни на
рельефах, ни в надписях в Дейр эль-Бахри нет ясных
указаний на перевозку товаров по суше до
Красного моря, они объясняли небрежностью
художника, пробелами и сокращениями в описании
маршрута экспедиции. В надписи, правда, несколько
раз говорится, что экспедиция продвигалась "по
воде и по суше", но ведь по суше мог проходить и
конечный отрезок маршрута. Известно, что более
ранние экспедиции в Пунт достигали этой
полулегендарной страны сухим путем. Походы в
Пунт предпринимались еще в самом начале III
тысячеления до н. э., а около 2600 г. до н. э. египтяне
уже вывозили оттуда золото. Впрочем, какую
страну, или страны, египтяне Древнего царства
называли Пунтом - "Страной Богов" - точно не
известно. В разное время они могли называть так
любые места на побережье Аравии или Восточной
Африки. Но где бы ни находился Пунт царицы
Хатшепсут, надпись из Дейр эль-Бахри никак не
объясняет появление морских судов на Ниле.
Наличие в Древнем
Египте судоходных каналов в эпоху Нового царства
засведетельствовано археологией. Следы канала,
построенного при Рамзесе II, были обнаружены при
прорытии современного пресноводного канала. Он
проходил мимо городов Пи-Рамессу, Бубастиса и
Пифома, где были воздвигнуты гранитные стелы с
надписями, восхваляющими царя и его смелый
гидротехнический замысел. Ничего, однако, не
указывает на то, что канал этот соединил два моря.
Следы еще одного
судоходного канала были обнаружены израильскими
геологами в северо-восточном углу Дельты (к
востоку от Кантары). Они предположили, что этот
канал некогда проходил до Нила через Вади
Тумилат, хотя доказать это пока не удалось. Вдоль
того участка "Восточного канала", который
лежит между Суэцем и Газой, найдены
многочисленные поселения эпохи Нового Царства,
что позволяет датировать его строительство не
позже этого времени.
С этим же каналом
некоторые исследователи связывают рельеф Сети I
(1290-1279) в Карнаке, где царь представлен
пересекающим укрепленный мост, переброшенный
над кишащем крокодилами водным пространством. В
надписи оно именуется "разделяющими водами"
(та денат). Возможно, это тот самый "Восточный
канал", или "Пути Гора", как он назван в
других текстах.
В связи с вопросом о
канале следует упомянуть еще одну экспедицию в
Пунт, которая описана в так называемом
"Папирусе Гарриса" - завещании Рамзеса III
(1185-1153): "суда были нагружены египетскими
товарами без числа. Причем они сами [суда], числом
в десятки тысяч отправлены в море великое -
Му-Кед. Достигают они страны Пунт. Нагружены суда
и ладьи продуктами Страны Бога, всякими
чудесными и таинственными вещами их страны,
многочисленной миррой Пунта, нагруженной
десятками тысяч, без числа ее. Достигают они,
будучи невредимыми, Коптосской пустыни.
Причаливают они благополучно вместе с
имуществом, доставленном ими. Нагружают они его
для перевозки посуху на ослов и на людей и грузят
на суда на реке, на берегу Коптоса, и отправляют
вверх по реке перед собой".
Трудно понять из
контекста, куда же все-таки прибывают суда - к
берегу Красного моря, где начинается
"Коптосская пустыня", или к берегу Нила у
Коптоса? С одной стороны, перегрузка товаров на
людей и ослов, а затем - снова на корабли, вроде бы
говорит в пользу того, что никакого канала между
Нилом и Красным морем в то время не было, почему и
требовалось их перегружать и везти по суше. С
другой стороны, слов "затем" и "снова" в
тексте нет, и можно понимать этот отрывок так, что
в Коптосе товары распределялись и развозились по
всему Египту (для чего и нужны были другие суда,
люди и ослы), и только часть их потом доставлялась
царю. Окончательного ответа на вопрос о
существовании или отсутствии канала между
морями в конце Нового царства "Папирус
Гарриса" не дает.
Более определенные
сведения о судоходном канале относятся ко
времени правления Саисской династии. Геродот (II.
158) пишет, что Нехо (609-594) начал строить канал от
Нила до Красного моря, но не закончил его, и
строительство было завершено персидским царем
Дарием I (521-486). Длина его была равна четырем дням
пути, и по нему могли пройти бок о бок две триремы.
Вода в него поступала из Нила, начинался он
немного выше Бубастиса. Далее он шел через Вади
Тумилат, затем поворачивал на юг, вдоль
современного Суэцкого канала. Канал этот
упоминают Диодор Сицилийский (I. 33. 8-14) и Страбон
(XVII. 1. 25).
Четыре стелы Дария I,
установленные в честь завершения канала, найдены
вдоль его русла (у Тель эль-Машкуты, в месте, где
Вади Тумилат доходит до Суэцкого перешейка, в
районе Кабрета и к северу от современного Суэца).
Возможно, конечно, что Дарий просто расчистил
канал Нехо и приписал его постройку себе.
Наконец, в
эллинистическую эпоху Птолемей II (285-247) также
прорыл канал, соединивший два моря. Его упоминают
Диодор (I. 33. 11 -12) и Страбон (XVII. 1. 25), о нем говорится
в надписи на стеле из Пифома (16-й год правления
Птолемея). Начинался он несколько выше по течению
Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не
исключено, впрочем, что при Птолемее был
расчищен, углублен и продолжен до моря старый
канал, снабжавший земли Вади Тумилат пресной
водой. С этого времени канал стал судоходным
путем, соединившим оба моря. Император Траян (98-117
гг.) и халиф Омар (634-641 гг.) углубляли канал и
увеличивали его судоходность; но в 767 г. он был
умышленно засыпан при халифе Абу Джафаре.
Горькие озера быстро высохли под палящими лучами
солнца и оставались сухими до прорытия нынешнего
канала.
Крит
Говоря о развитии
мореплавания в Средиземном море, нельзя не
упомянуть о мореходах Крита, создателях первого
в истории регулярного флота. Основы древней
цивилизации Крита были заложены в IV тыс. до н. э.,
вероятно, выходцами из Малой Азии, потомками ее
древнейшего населения. Высказывалось
предположение, что дополнительный импульс к
развитию эта цивилизация получила от обитателей
дельты Нила, переселившихся на остров около 3000 г.
до н. э. Жители Крита создали первую в истории
морскую державу. С конца III и до середины II тыс. до
н. э. они безраздельно господствовали на
Средиземном море, - память об этом сохранилась в
греческой традиции, в преданиях о царе Миносе и
его талассократии (морском правлении, господстве
на море). В основе могущества и процветания Крита
лежала морская торговля.
Минойская цивилизация
(названная так ее первооткрывателем, Артуром
Эвансом), вероятно, была лишена присущей многим
ранним цивилизациям агрессивности. Сцены
сражений редко встречаются в богатом сюжетами
искусстве Крита, его города не имели
оборонительных стен - море и сильный флот
защищали его от иноземных вторжений.
Кажется даже странным,
что изображения критских судов сохранились
почти исключительно на печатях, где очень трудно
разобрать и интерпретировать мелкие детали. Судя
по этим изображениям, примерно до 1600 г. до н. э.
преобладали суда с высоким округлым носом и
почти вертикально срезанной кормой, иногда - с
каким-то загадочным выступом в нижней ее части.
Они несли одну мачту почти по центру (в некоторых
случаях она даже слегка сдвинута к корме) с
большим прямоугольным, почти квадратным,
парусом. Одновременно изображались и суда с
одинаковыми округлыми и высоко поднятыми носом и
кормой, напоминающие полумесяц. Изображения
этого типа судов преобладают на более поздних
печатях. Если верить наиболее тщательно
проработанным изображениям, некоторые суда
имели от 10 до 15 весел по каждому борту, т. е. в
длину они могли достигать от 17 до 25 м.
Критяне заселили
острова Эгейского моря, основали колонии на
Кипре и Родосе, их торговые фактории были
разбросаны по всему побережью Средиземного моря,
от Угарита до Сицилии и Южной Италии. Крит
контролировал и побережье Балканского
полуострова, где под его влиянием к середине II
тыс. до н. э. сложилась микенская цивилизация.
Около 1470 г. до н. э. от извержения вулкана Санторин
(Тера) пострадали многие островные поселения
критян, а их флот, вероятно, был уничтожен цунами.
Оставшийся без защиты и ослабленный природной
катастрофой Крит был захвачен воинственными
микенцами. Последним, однако, не удалось
сохранить наследие минойской цивилизации -
микенскую культуру, в свою очередь, уничтожили
новые волны переселенцев и завоевателей. К концу
XV в. до н. э. исчезают упоминания Крита (Кефтиу) и в
египетских текстах.
О цивилизации Крита и о
пределах его экспансии мы знаем, в основном,
благодаря археологическим раскопкам и греческим
преданиям - раннее критское слоговое письмо (так
называемое линейное письмо А) до сих пор не
расшифровано. Высказывались предположения, что
критские моряки выходили в Атлантику, что
первыми именно они, а не финикийцы или греки,
открыли Канарские и Азорские острова. Но главным
достижением этой цивилизации было создание
первой морской гегемонии и открытие морских
торговых путей - наследство, доставшееся
финикийцам и грекам, объект их многовековой
борьбы.
Финикийцы
В судостроительном
искусстве, в мореплавании, торговле и
колониальной деятельности, финикийцы еще в
древнейшие времена превосходили все другие
народности. Имя народа - foinikes, и имя страны - foinike,
греческого происхождения и восходит к Гомеру.
Происходит оно от греческого foinix - красный,
пурпурный, и связано с пурпурными тканями,
производством которых славились финикийцы. В
Микенских текстах, прочтенных недавно, есть
прилагательное женского рода po-ni-ki-ja, которое
также означает "красная". Местные источники
именуют страну Канаан (библейский Ханаан), а
народ - хананеями, по крайней мере, с XV в. до н. э.
(аккадская надпись на статуе Идрими, египетская
стела Аменхотепа II из Мемфиса). В эллинистическое
время это имя присутствует на выпущенных в
Финикии монетах: "Лаодикея в Ханаане". В
аккадских текстах из Нузи встречается слово kinahhu
в значении "пурпурный", что может быть
непосредственно связано с греческим foinix.
Еще в очень отдаленные
времена финикийци организовали мировую
торговлю. Около 2500 г. до н. э. они обеспечивают
товарообмен с Египтом через Левкос Лимен и
Коптос и организуют фактории в Мемфисе и Коптосе;
помимо того, через Суэцкий залив они совершают
плавания в Гиерополь, а далее по каналу, который
шел оттуда до Нила, доходят до нильской дельты.
Область, которую
занимали финикийцы в более позднее время, именно
Ханаан, имевшая сухопутными границами азиатские
и африканские земли, а морскими - воды
Средиземного и Красного морей, по своему
географическому положению благоприятствовала
развитию торговых сношений. Хотя на всем
побережье нельзя найти гаваней, удовлетворяющих
современным требованиям, но в то время в них и не
было надобности для мелкосидящих и сравнительно
небольших судов, для которых было вполне
достаточно небольшого количества бухт. Вывоз
финикийцев из Ливана состоял из меди и железа,
кедра и кипариса, то есть прекрасного
судостроительного материала, пеньки и т. д.
По преданиям,
финикийское мореплавание началось вместе с
рыболовством. Вероятно, с особой охотой
финикийцы занимались ловлей пурпурных раковин,
употреблявшихся для окраски пурпурных тканей,
считавшихся в древности очень красивыми и
составлявших отличие привилегированных лиц,
почему пурпурные ткани встречались редко и очень
ценились. На суше финикийцы занимались выделкой
и окраской этих тканей, производством стекла и
другими отраслями промышленности. Пурпурные
раковины содержали только по одной капле
красящей жидкости, поэтому спрос на них был очень
велик. Обладая выдающимися способностями к
мореплаванию, финикийцы еще в очень отдаленные
времена строили из исполинских ливанских кедров
крупные суда и ходили на них в открытое море на
Кипр, богатый в то время медью, откуда он и
получил свое название, затем вдоль южной части
малоазийского побережья на Родос, в Греческий
Архипелаг и в Грецию, и оттуда до Черного моря.
С XIII в. до н. э. они были,
однако, постепенно вытеснены из этих вод так
называемыми "народами моря" (среди которых,
вероятно, были и предки греков), превосходившими
их своими военными силами. Тогда они перенесли
район своей торговли в западную часть
Средиземного моря: в Сицилию, Тунис и далее за
Геркулесовы Столбы (Гибралтарский пролив) на
Атлантический океан, где основали около 1100 г. до
н. э. город Гадес (Кадиз), а к северу от него, в
устье Гвадалквивира - богатый серебром Тартесс. В
дальнейших своих плаваниях они доходили до
юго-запада Англии (Корнуэлл), откуда вывозили
добывавшееся там олово, спрос на которое был
очень велик, поскольку оно необходимо для
приготовления бронзы, шедшей на отливку
различных статуй. Англия, впрочем, была далеко не
единственным местом, откуда в Средиземноморье
вывозилось олово. Древнейшие оловянные рудники
находились в Центральной Анатолии, но они были
практически выработаны около 2000 г. до н. э.
Недавняя находка у мыса Улу Бурун (Малая Азия,
Ликия) затонувшего около 1300 г. до н. э. ханаанского
судна с грузом оловянных и медных слитков,
возможно, позволит установить местонахождение
других оловянных рудников. Анализ металла
слитков показал, что они происходят, во всяком
случае, не из Англии (Корнуэлл), Испании или
Восточной Европы. Не исключено, что в то время
олово могло поставляться в Восточное
Средиземноморье из Ирана или Центральной Азии.
Анализ медных слитков с улубурунского судна и с
другого ханаанского корабля, затонувшего около
мыса Гелидония (южное побережье Малой Азии) около
1200 г. до н. э., свидетельствует об их происхождении
с о. Кипр.
На юг от Гибралтара
финикийцы доходили до Зеленого мыса и, вероятно,
достигали Сьерра-Леоне. Область их плавания,
однако, не ограничивалась этим районом - по
Красному морю они ходили до Индийского океана,
Малабарского берега и Цейлона, а на юг вдоль
африканского берега достигали Занзибара и, очень
вероятно, что и Замбези. Принимая во внимание их
отвагу и выносливость, нельзя не считать
неправдоподобным предание, гласящее, что по
поручению царя Нехо около 600 г. до н. э., то есть за
2600 лет до Васко де-Гама, они обошли кругом Африки
в три года и вернулись домой через Гибралтар.
Плавая обычно вдоль берегов, они в знакомых водах
рисковали ходить и в открытое море, ориентируясь
ночью по полярной звезде. В более близких к
родине областях, с которыми они поддерживали
постоянные сношения, именно по всему побережью
Средиземного и Черного морей они основали ряд
колоний, вплоть до Гадеса и Могадора (в Марокко),
однако лишь в виде торговых станций и факторий.
Торговля, служащая
посредником при обмене между людьми и народами,
почти так же стара, как и человечество.
Склонность к приобретению путем взаимного
обмена лежит в человеческой природе. В древности
торговля не имела такого громадного значения,
как теперь, когда по справедливости можно
сказать, что она царит над миром, но тем не менее и
в то время торговля, хотя район ее ограничивался
только средиземноморскими странами и Индией,
служила источником богатства, и значение ее все
возрастало по мере развития культуры.
Организация торговли в
то время, когда отсутствовали быстрые способы
передвижения и даже не было почты, резко
отличалась от современной нам. В торговле с
малокультурными народами, кроме индусов, халдеев
и египтян, финикийцы применяли приблизительно те
же приемы, которые применяются и в наше время при
торговых сношениях с негритянскими племенами
внутренней Африки и дикарями Южного Архипелага.
Этих дикарей, которые сами ничего не производят,
к товарообмену побуждает суетность и соблазн
украшениями и блестящими вещами в виде бус,
пестрых платков и т. п. В тропиках природа
снабжает человека, не требуя его содействия,
своими дарами в виде плодов, каучука, слоновой
кости и т. п.; в умеренном же климате, как,
например, побережье Средиземного моря и в более
суровых областях, как Британия и Скифия, жителям
приходилось заботиться о теплом платье, жилище,
оружии для охоты, рыболовстве и войны. В течение
долгого времени ни один народ не в состоянии
удовлетворяться произведениями своей страны, в
особенности же, ознакомившись путем торговли с
произведениями других стран; торговые отношения
содействуют развитию во всех тех областях, с
которыми входят в соприкосновение. Товарообмен
может происходить и у кочующих народов, но
настоящая торговля начинается лишь с началом
оседлой жизни народа и началом хлебопашества.
При этом меновая торговля идет до тех пор, пока у
обеих сторон не установится определенная
единица стоимости или монета. Первоначально
таковою монетою служили самые разнообразные
предметы, как-то: скот, меха, раковины, соль,
железо, золотой песок и т. д., впоследствии же
вошли в обращение деньги определенной формы из
драгоценного металла, сначала в виде кусков с
государственным клеймом, а затем и чеканенные.
Денежной единицей Финикии и народов Палестины,
Сирии и Аравии был шекель, то есть
"взвешенный" (11,2-12,2 г. серебра). Иосиф был
продан за 20 серебряных шекелей каравану
измаильтян, шедшему в Египет.
Так как торговля в
древние времена началась еще до изобретения
способов передвижения по воде, то и естественно,
что первоначально существовала лишь сухопутная
торговля, захватывающая еще очень отдаленные
времена.
Для перевозки товаров,
после людей-носильщиков, которые встречаются в
глубине Африки и доныне, в Египте до 200 г. до н. э.
применяли ослов, а позднее лошадей. У семитских
же племен для этой же цели применялись
"корабли пустыни" - верблюды, единственные
животные, пригодные для перевозки товаров через
безводные пространства. По ровному месту, с
небольшой кладью за девятичасовой дневной
переход верблюд может сделать до 170 километров.
Весьма характерна связь
между торговлей и религиозными и национальными
празднествами. Последние всегда вызывали
большое стечение народа, чем и пользовались
купцы для своих торговых дел. Таким образом, с
праздниками всегда совпадали большие торговые
дни и ярмарки, как, например в Харране, Делосе,
Олимпии и т. д. Явление это сохранилось и доныне.
Очень существенное значение для торговли имело в
данных случаях то обстоятельство, что в месте
празднества и его окрестностях всегда царили мир
и спокойствие, весьма благоприятные для торговых
сношений.
Направление торговых
путей в продолжение целых тысячелетий
оставалось поразительно постоянным. Для
финикийской торговли важнейшими путями были
следующие: дорога из Египта через Газу с
ответвлением к Иерусалиму, шедшая вдоль
побережья через Тир и другие финикийские города
до малоазийского берега; другой путь шел от
Эцион-Гебера восточнее Мертвого моря и Иордана
на Дамаск, где сливался с дорогой, шедшей прямо из
Тира. Из Дамаска шли три пути: первый на севере
через Халеб (Алеппо) в Мабуг и Харран (Карры), два
крупнейших торговых центра Месопотамии; второй
путь через Пальмиру (Тадмор) в Типсах и третий - в
Цирцесиум (Абу-Серай) на Евфрате. Эта река была
судоходна для мелких судов от устья до Самосаты,
всего на протяжении свыше 1900 километров. После
углубления при Навуходоносоре (605-562 гг. до н. э.)
она стала доступна и морским судам вплоть до
Типсаха. Однако, несмотря на это, товары из Аравии
шли в Вавилон и Харран большей частью
караванными путями. От Харрана в восточном
направлении тянулся путь через Мидию и Персию до
Бактр (Балха) в северном Афганистане, сливавшийся
с дорогой из Типсаха и примыкавший к торговым
путям на Индию и Китай. В восточном направлении
из Типсаха и Харрана шли дороги к Симире и Араду,
ближайшим финикийским гаваням на Средиземном
море. Кроме того, финикийцам были известны пути к
Балтийскому морю: один из них шел от Ольвии у
устья Буга вверх по Днестру до Галиции и дальше, к
Янтарному берегу; другой же от северной части
Адриатического моря вел туда же через Богемию и
Силезию.
Большая стоимость
сухопутной перевозки товаров послужила причиной
того, что сухопутные грузы состояли
исключительно из предметов роскоши, доступных
лишь богачам. При социальных условиях древности
население резко разграничивалось на богачей и
бедняков, современного среднего класса не
существовало. Поэтому оптовая торговля
предметами первой необходимости и комфорта,
доступными для бедных классов, а равно сырьем для
нужд промышленности, могла вестись лишь морскими
путями; торговля финикийцев и была
преимущественно морской. Индия была старейшей
культурной страной, богатство которой и обилие
товаров, находивших всегда большой спрос в
других областях, послужило поводом к развитию
обширной торговли. С незапамятных времен Индия
вела на сухом пути крупные торговые сношения с
Китаем. Предметами вывоза служили пряности и
коренья, шелк, золото, жемчуга и алмазы, ткани,
металлические изделия, хлопок, рис и т. д.
Финикийцы воспользовались нерасположением
индусов к морю и захватили в свои руки всю
морскую торговлю с Индией. Туда они ввозили
бальзам, благовония и другие продукты своей
страны, употреблявшиеся в больших количествах
при богослужениях, и обменивали их на продукты из
Индии. Индийские и аравийские товары они
доставляли в Египет, в гавань Левкос Лимен на
Красном Море, откуда перевозили их сухим путем до
Коптоса на Ниле и далее, или же везли их до
Арсинои (Суэц) и Эцион-Гебера (Акаба), а оттуда по
каналу в Бубастис и Египет или сухим путем в Газу
и Ханаан.
Вследствие этих
торговых сношений, ведшихся с незапамятных
времен, отношения между финикийцами и египтянами
были настолько тесными и дружественными, что
целый район главного египетского города Мемфиса
был заселен исключительно финикийцами, и вся
египетская морская торговля в Средиземном море
составляла их монополию. Таким образом, к
индийским и аравийским товарам присоединялись
еще и египетские, состоявшие частью из
земледельческих продуктов: зерна, льна, хлопка и
папируса, частью же из изделий промышленности:
ковров, платья, полотна, металлических,
деревянных и кожаных изделий, канатов, сетей и т.
п. Эти товары финикийцы распространяли по всему
побережью Средиземного моря наряду с ценными
продуктами своей страны, как-то:
судостроительным лесом, пенькою и с
произведениями финикийской промышленности в
виде пурпурных тканей, в изготовлении которых не
имели соперников, а также железных глиняных и
стеклянных изделий; сюда присоединялись еще вино
и масло из Греции, олово из Англии и очень высоко
ценившийся янтарь. Последний в очень большом
количестве был найден впоследствии при
раскопках царских гробниц в Микенах, относящихся
к XVI или XIII вв. до н. э.
Наиболее выгодным
товаром, без сомнения, были рабы, содержавшиеся в
огромных количествах всеми наиболее культурными
государствами, за исключением Индии (Страбон, XV. 1;
34, 54, 59). Точных сведений о рабовладельчестве нет,
тем не менее, известно, что египетский царь
Рамзес III (1185-1153 гг. до н. э.) подарил за время
своего царствования богам, то есть жреческой
касте, помимо громадных земельных участков, 113 433
рабов; в Афинах на одного свободного гражданина
приходилось 20 рабов, на маленьком острове Эгине
число рабов достигало 470 000. Из них только
небольшая часть была местными уроженцами,
большая же часть была привезена из других стран.
Военные законы того времени давали победителю
неограниченное право распоряжаться жизнью и
имуществом побежденных. Военнопленные обычно
становились рабами, а потому финикийские купцы
имели обыкновение следовать по пятам за армиями
и флотами с тем, чтобы скупать за гроши
военнопленных. Некоторые дикие племена
продавали своих единоплеменников, и это явление
имело место даже у израильтян. Центральным
пунктом работорговли был Тир, а главным
невольничьим рынком - священный остров Делос, где
иногда в течение одного только дня продавалось
несколько тысяч рабов (Страбон, XIV, 4; 2).
Финикийцы, в течение
многих веков не имевшие конкурентов в морской
торговле (греки начали морскую торговлю вне
своих пределов лишь около 800 г. до н. э., а западные
народы - еще позже) всецело монополизировали ее и
получали большие доходы.
Как в умении
вести торговлю, так и в судоходстве они оставляли
далеко позади себя другие народы; они имели
хорошо развитое коммерческое чутье, дававшее им
возможность правильно оценивать все условия
страны, с которой они вели торговые сношения, ее
товары, порты и пути сообщения, потребности и
склонности народа, ее законы и ее финансы. Для
идеального купца честность должна стоять на
первом плане; при установившихся
продолжительных торговых сношениях ее требует
простой разум; здоровой может считаться лишь та
сделка, которая выгодна для обеих сторон, когда
каждый за то, что дает другому, приобретает то,
что представляет для него наибольшую в данный
момент ценность.
Идеальными купцами
финикийцы никогда не были. Они стремились
главным образом к материальному успеху и
наслаждениям; высокие цели, научные,
национальные и вообще идеальные стремления были
чужды им. Торговля была единственной целью их
плаваний. Общаясь преимущественно с
малокультурными народами, которые еще не знали
денег, они вели торговлю в развоз, то есть кормчий
был одновременно и судовладельцем и
собственником груза и продавал его там, где это
было выгоднее. Ни расширением своего
государства, ни его могуществом, ни просвещением
более диких народов финикийцы не интересовались;
они не заботились и о расширении своих
собственных познаний о чужих народах и
государствах - заботься они об этом, наши
сведения о древнем мире были бы много обширнее,
чем это есть в действительности. Боясь
конкуренции и желая удержать монополию в морской
торговле, они держали в тайне свои плавания и их
цели, и не делились ни с кем сведениями об
известных им странах и морях.
Рассказы о таких
морских ужасах, как Сцилла и Харибда, об опасных
мелях в Сыртских заливах, о том, что в иных местах
вода настолько густа, что в ней застревают
корабли - все это, несомненно, выдумки финикийцев,
имевших целью напугать соперников и удержать их
от путешествий в чужие страны; финикийская ложь
вошла в поговорку у древних народов. В тех
случаях, когда подобные средства не помогали,
финикийцы прибегали к насилию, нападая на более
слабые встречные корабли своих конкурентов, и
попросту выкидывали последних за борт.
Не следует, впрочем,
упускать из виду, что все сведения о финикийцах
получены нами от их соперников и врагов, и потому
односторонни и недоброжелательны. Сами же
финикийцы не оставили никаких памятников о себе.
Кроме того, надо принять во внимание дух времени
и тогдашние условия: международное право не
существовало, и на свободном, никому не
принадлежащем море правым был сильный. Всякий,
предоставлявший себя и свою собственность
опасностям моря, требовал от него известного
вознаграждения. И выгода не была побудительной
причиной действий только лишь финикийского
купца, она оставалась и остается таковою же и
вообще у купца до нынешних дней. Секретные
торговые операции практикуются и в новейшее
время, примером чего являются действия
американских купцов в торговле с Занзибаром в 1814
г., когда вся слоновая кость шла в Лондон через
Бостон. Торговля вообще не принадлежит к числу
занятий, развивающих лучшие человеческие
качества...
Но, тем не менее,
финикийская торговля, как и всякая торговля
вообще, имела очень большое значение в истории
развития народов. Древняя традиция приписывает
именно финикийцам "изобретение" астрономии,
хронологии, алфавита, письменности и счета,
метрических едениц, монеты и т. п., хотя, в
действительности, все это не было созданно ими, а
лишь позаимствованно у халдеев, египтян и других
народов. Но финикийцы разнесли эти знания по
всему известному в древности миру.
Подобным же образом
деятельность финикийцев проявилась и в
распространении по всей южной Европе и северной
Африке полезных растений, пшеницы, масличного
дерева, винограда и фруктовых деревьев,
произраставших в Азии, и в распространении как
произведений мануфактуры и промышленности,
например, тканей и металлических изделий, так и
самих отраслей промышленности, например
ткацкого и красильного дела. Финикийцы являлись
распространителями наук и искусств, а, кроме
того, форм государственного строя и религиозных
воззрений. Этим и объясняется, что все народы
древности, имевшие частые сношения с
финикийцами, имели много общего с ними в области
религиозных воззрений: финикийский Мелькарт
сходен с Геркулесом, Астарта с Афродитой и т. д.
Финикийцы явились
новаторами в облости морского дела,
судостроения, навигации и т. п. Любопытно, что
недавние находки (в июне 1999 г.) у Ашкелона
финикийских торговых судов, затонувших около 750 и
700 г. до н. э. более чем в 50 км от берега,
опровергают распространенное мнение, будто
древние мореходы старались не выходить в
открытое море и не терять из виду сушу. Эти
корабли, типичные торговые суда (длиной 16 и 18 м,
соотношение длины и ширины 3:1) направлялись из
Ханаана с грузом вина и масла (каждый вез около
четырехсот 18-20 литровых амфор), вероятно, в Египет
или в Карфаген. Приорететом финикийцев в облости
мореплавания можно объяснить то, что морское
дело у всех культурных народов древности имело
очень много общего, что доходило даже до таких
мелочей, как одинаковое платье и головные уборы
команды.
В связи с высоким
состоянием мореплавания, пиратство и
работорговля были развиты у финикийцев более чем
у какого-либо другого народа, и в этих занятиях
они проявляли больше ловкости и хитрости, чем
кто-либо в древности (Одиссея XV; 402 и след.).
В соответствии с
торговым духом финикийцев находились и их
колониальная политика. Они отнюдь не стремились
к созданию новых государств, а основывали лишь
фактории, служившие исключительно торговым
целям. Если туземцы оказывались сильными, то
финикийцы обязывались выплачивать им известные
суммы денег за право торговли, если же
оказывались слабыми, они подчиняли их себе и с
большим умением приступали к извлечению всех
возможных выгод из страны. Так ими были
приобретены рудники на Кипре и во Фракии,
приносившие много меди и золота.
Другим основным
принципом их колониальной политики было не
допускать в свои владения иностранцев; это
делалось с той целью, чтобы только самим
пользоваться колониальными богатствами. Они не
позволяли, например, грекам селиться на Кипре,
этрускам на Корсике и Сардинии: в
континентальных колониях они опустошали широкую
полосу земли вокруг занятой области, чтобы
жители последней не имели общения с соседями. В
своих водах они всеми силами препятствовали
мореплаванию других народов. Этим путем, в
течение нескольких веков, они удерживали греков
от проникновения в Тартесс (Андалузия), где они
добывали большое количество серебра. Лишь в 630 г.
до н. э. туда занесло бурей грека с Самоса, по
имени Колай, который, нагрузив свой корабль
серебром, по возращении домой поведал своим
соотечественникам о чудесной стране.
Приведем вкратце
историю финикийского государства (Ханаан). Его
географическое положение среди величайших
культурных государств того времени: Вавилоном,
Ассирией, Лидией и Персией с одной стороны и
Египтом - с другой, было особенно выгодно для
развития торговых сношений, но в то же время
усложняло заботы о сохранении независимости. Для
отражения натисков соседних властителей был
необходим сплоченный, воинственный народ,
проникнутый независимым национальным духом.
Таким народом финикийцы никогда не были.
Главнейшие города, как
Сидон, Тир, Арад и в древности Библ были
совершенно независимыми, управлялись
самостоятельно аристократическим строем, и были
лишь в союзе между собой, причем один из городов
играл руководящую роль. При таких условиях
оборона страны не была сильной, она без труда
занималась нападавшими; города обычно сдавались
добровольно, или после кратковременной осады, и
теряли свою независимость. На них налагались
громадные контрибуции, и предъявлялось
требование предоставлять свои суда в
распоряжение победителей. Только один Тир
неоднократно храбро защищался в течение
продолжительного времени.
С древнейшего времени
по 1500 г. до н. э., главное значение имели северные
города - Берит (Бейрут) и Библ (Джебал). Позднее
руководящую роль стал играть Сидон, один из
древнейших финикийских городов, удержавший ее за
собою до 1100 г. до н. э. Иосиф Флавий пишет, ссылаясь
на Тимея, что за 240 лет до строительства Храма
Соломона, т.е. около 1200 г., жители Сидона, разбитые
царем "аскалонцев" (т. е. филистимлян,
"народов моря") бежали на своих судах и
основали Тир. Это не совсем верно, поскольку Тир
возник гораздо раньше. Возможно, впрочем, что
часть жителей Сидона просто перебрались в Тир,
возродив город (тирская эра отсчитывалась как
раз с 1200 г. до н. э.). За первые пять столетий
финикийцами были основаны многочисленные
колонии в Греческом Архипелаге, на Черном море и
в Ливии. Около 1200 г. до н. э. основаны были Гиппон в
Африке и другие города. Проникновение финикийцев
в Западное море (западную половину Средиземного)
объясняется тем, что к этому времени они были
вытеснены из Архипелага и других мест греками.
Тир, быстро развившись, приобрел к 1100 г. до н. э.
руководящее значение и основал Гадес (Кадикс),
Утику, Карфаген и т. д. При царе Хираме I,
современнике библейских царей Давида и Соломона,
город достиг своего наибольшего расцвета;
тирские зодчие строили храм Соломона в
Иерусалиме, а сам Хирам воздвиг в Тире много
грандиозных построек.
Период после правления
царя Хирама характеризуется политической
нестабильностью, послуживший причиной
переселения в 814 г. до н. э. в Карфаген принцессы
Элиссы (Дидоны) с ее несметными богатствами, и
большей части аристократии. С этого времени
Карфаген стал быстро развиваться и вскоре стал
самостоятельным государством, в то время как как
Тир стал приходить в упадок, но все же еще
какое-то время удерживал за собою руководящую
роль.
Первоначально
расположенный на берегу материка против
небольшого плоского острова, Тир был
впоследствии, для большей безопасности от
нападений, перенесен на этот остров. В 725 г. до н. э.
он подвергся осаде царя ассирийского
Салманасара V (726-722 гг. до н. э.), длившейся три года,
но не мог быть взят силой, так как со стороны моря
оставался открытым. Тогда Салманасар заставил
Сидон и другие уже покоренные им города
предоставить ему для нападения на Тир свои
корабли числом 60 (или 16?), но царь тирский Элулей
разбил их со своими всего лишь 12 кораблями в
первой морской битве, о которой известно истории.
Этот пример наглядно иллюстрирует значение
морской силы. Тир выдержал осаду Навуходоносора,
длившуюся в течение 13 лет (с 586 до 573 гг. до н. э.), но,
в конце концов, все же сдался. Впоследствии, в 332 г.
до н. э., страну покорил Александр Великий,
которому удалось овладеть Тиром после
семимесячной осады, за время которой была
насыпана соединительная дамба от материка к
острову, существующая и доныне. Это было концом
политического значения финикийцев; их язык и они
сами, как народ, исчезли впоследствии, не оставив
по себе никаких памятников. Лишь в настоящее
время найдено несколько финикийских надписей.
Что касается
судостроения у финикийцев, то надо думать, что
они первые стали делать различие между судами
для военных и коммерческих целей. Их торговые
корабли были очень широкими, и потому, в
противоположность длинным военным судам,
назывались "круглыми" или "кадками"
(греч. гаулос), борта были очень низкими в средней
части, но нос и корма значительно возвышались над
водой. Некоторые суда достигали весьма
значительных размеров, так, например, корабли из
Тарса вмещали до 500-600 человек. Передвижение
осуществлялось главным образом при помощи
парусов, но в случае надобности и при помощи
весел. Для защиты от пиратов на корабли иногда
брали воинов. Материалом для кораблей и их мачт
служил кедр. Позднее появился меньший по
размерам, но обладавший большой быстроходностью
тип коммерческого и транспортного судна. Суда
этого типа несли на форштевне носовое украшение
в виде конской головы, и то ли поэтому, то ли по
имени их изобретателя Гиппоса, назывались
"конями" (гиппос). Еще за 400 лет до н. э.
Ксенофонт, говоря о финикийцах, охарактеризовал
их как прекрасных моряков и с похвалой отозвался
об образцовом порядке на их кораблях.
В качестве военных
кораблей финикийцы применяли, первоначально,
исключительно узкие и легкие однорядные, то есть
с одним лишь рядом весел, суда (униремы).
Строились они из более прочного, чем кедр,
кипарисового дерева и скреплялись медными (во
избежание ржавчины) гвоздями; днища, вероятно,
тоже обшивались медью для защиты от морской воды.
Такелаж выделывался первоначально из тростника,
а затем из папируса и из пеньки. Имелись суда двух
типов: тридцативесельные (триаконтеры - по 15
весел с борта) и пятидесятивесельные
(пентеконтеры - по 25 весел с борта). Эти суда
служили до 500 г. до н. э. в качестве линейных
кораблей, а позднее применялись лишь в передовых
отрядах и для разведочной службы.
Во дворце царя
Синаххериба имеется относящееся к 700 г. до н. э.
изображение финикийского корабля уже с двумя
рядами весел (греч. диера, лат. бирема). Рисунок
этот, хотя и выполнен хуже, чем египетский,
который старше на 900 лет, но все же дает
представление об очертаниях судна. Позднее
финикийцы, в противоположность египтянам, стали
строить суда с отвесным форштевнем, снабженным
на высоте ватерлинии острым тараном, то есть они
начали применять сам корпус судна в качестве
наступательного оружия, что внесло переворот в
морскую войну.
Из всего сказанного
можно заключить, что финикийцы сыграли великую
роль в истории, но не столько своими войнами,
сколько мореплаванием. Тем не менее, этот народ,
несомненно, богато одаренный, в целом никогда не
имел большого политического значения. Так же
незаметно, как росло богатство и могущество
финикийцев, эти отважные мореходы потеряли свою
самостоятельность, сделались вассалами
чужеземных властителей и, наконец, исчезли как
народность. Финикийцы никогда не стремились
истинному владычеству на море. Наряду с их
удивительной смелостью в мореплаваниях
замечательно то, что у них совершенно не было
военного духа. Поэтому они никогда не решались
принести добровольную жертву на пользу родины,
то есть завести и содержать сильный флот, а
заводили его лишь по принуждению своих
покорителей. Войн наступательных они не вели
никогда. Так, например, они без заметного
сопротивления отдали грекам свои многочисленные
богатые владения на побережье Архипелага и
Черного моря. Исключением явился лишь Карфаген,
финикийская колония в западной части
Средиземного моря, сыгравшая значительную роль в
политической истории.
Финикийцы вполне
заслужили свою гибель, и их трагическим уделом
было то, что, несмотря на осторожное и тщательное
сокрытие своих знаний и своих морских путей, они
сами воспитали себе соперников - греков. |