СУФИЙ ИЛИ БУНТОВЩИК?

Этюд (VII)

Archangel.JPG


     Зачем мне, уж если не правоверному христианину, то, по крайней мере, почтущему бы за честь таковым быть и называться, все эти восточные штучки? Почему меня самого увлекают не только восточная эстетика, но и восточный образ мыслей? Почему, завороженный непонятными комбинациями слов, как лирический герой Фернандо Пессоа,

Я погружаюсь в опий и бреду
Искать Восток к востоку от Востока 46?

     Можно было бы ответить, как ответил в 1924 году Блэз Сандрар в экстремально коротком стихотворении под названием «Почему я пишу?», - «Потому»47. Уже этого было бы достаточно. Можно было бы сказать, что сегодня, перед бывшими христианскими странами, утратившими свой философско-христианский базис и, как следствие, не способными не только к религиозному диалогу с Востоком и систематическому прозелитизму, объединив для этого усилия, но и к защите своего существования, стоит реальная опасность исчезновения под растущим натиском мусульманского мира, а поэтому, чтобы попытаться выжить, необходимо более широкое знание его традиций. Можно было бы мотивировать свой интерес методическими резонами, в том смысле, что для того, чтобы лучше понять собственную традицию, нужно сравнить ее с чужими - и это тоже было бы правдой. Можно было бы отделаться шуткой и парировать тем, что мы и сами наполовину Восток, как говорил поручик Ржевский, Азия-с. Можно было бы, подумав, объяснить еще как-нибудь свою склонность к анатомированию и лабораторному анализу чужих доктрин - и эти объяснения были бы верны. Но в действительности все было не так. А как - за давностию лет уже с трудом вспоминается, и причинно-следственную связь и хронологию событий уже не восстановить. Вспоминаются мимолетные ощущения, яркие отрывочные впечатления от первых знаковств со стихами и притчами, с живописью и музыкой; вспоминается колючий холод прозрачной воды в горной реке, прорезавшей ржавое, выгоревшее каменистое плато, окруженное бордовыми стенами гор; вспоминается стрекот цикад тяжелыми, душными ночами; запах полыни, застлавшей необозримую степь; вспоминается стадо верблюдов на фоне зеленоватой глади моря, грустно бредущее по серому песку в тщетной надежде отыскать пыльной кустик жесткой, колючей травы; вспоминается вкус теплого, свежего лаваша в чайхане на базаре, где рябит в глазах от разноцветных плодов, от пестроты халатов, тюбетеек, женских шелков; вспоминаются вязнущие в барханах колеса автомашины; спасительная тень раскидистых деревьев в океане раскаленного воздуха и глуховатое заунывное треньканье чего-то струнного, доносящееся из дальнего конца кишлака; и среди всего этого я сам, прихлебывающий непривычного вкуса зеленый чай из пожелтевшей пиалы и погруженный в чтение Хайама и аль-Фараби...

Суфийских притч и дзэновских коанов
    пытаясь смысл постичь, сокрытый глубоко,
я утопал в аятах Али-хана
    и в тихих переливах комунго.

Еще в отрочестве обрел я разуменье
    законов чисел, тайнописи слов,
а позже в звуках бездну наслажденья,
    что мысль была: я не совсем здоров.

Потом сдружился с Малером и Гессе,
    на диспут к Лао-цзы летал сквозь времена
и общество усопшего Рамзеса
    приятней стало мне живого братана.

Под ревы труб на родине Чингиза
    я совершал обход среди пурпурных лам,
я зрел Хиву, молился Сфинксу в Гизе,
    с залетным кшатрием вел спор по вечерам...

Когда-то грозный царь нас волею жестокой
    на Запад протолкнуть решил хотябы в щель.
Но не поворотить мне взоров от Востока,
    хотя куда уже восточнее отсель.

Я погружался в гатхи и хадисы,
    в тумане текстов к Истине стремясь.
Иль просто изощренных экзерсисов
    мой разум требовал, как ненасытный князь.

Как древний эскулап в своей бурлящей хате,
    я что-то все ищу, вбирая слов дурман...
Года текут, и вот уж не понять мне:
    я Вечный Жид иль вечный наркоман?

Вот так, сандала запахи вдыхая,
    бумаги, клея, в фимиаме строк,
как клево под марлеевскую «Кайю»
    парить за Бертоном сквозь Запад и Восток.

СПб., Июль 2002 г.

Комментарии =>

ОГЛАВЛЕНИЕ

Интересные разделы

 
 
© All rights reserved. Materials are allowed to copy and rewrite only with hyperlinked text to this website! Our mail: enothme@enoth.org