3. ИСХОД И
ЗАВОЕВАНИЕ
Согласно
Ветхому Завету, Исход из Египта стал главным
событием в истории народа и веры Израиля. Однако
это событие, обладающее для Израиля столь
большой значимостью, представлялось египтянам
столь незначительным, что они даже не сочли
нужным писать о нем. Тем не менее, данная традиция
не могла не иметь под собой исторической основы.
Одно из свидетельств этого - появление в
библейском тексте целого ряда египетских имен.
Само имя Моисей является производным от
египетского глагола, имеющего значение
"приносить, порождать". В таких египетских
именах, как Тутмос и Рамсес, первый слог является
именем бога, частицы же "-мос" или "-мсес"
говорят о том, что человек, получивший данное имя,
был порождением того или иного бога. К египетским
именам относятся Финеес, Офни, Пасхор и, возможно,
Ор и Мерари. Впрочем, египетские имена,
фигурирующие в истории об Иосифе (Потифар,
Потифер, Асенефа, Цафнаф-панеах), относятся к
более позднему периоду, хотя, возможно, эти имена
подверглись определенной модернизации.
Египетский
колорит в истории Пребывания очень ярок, что
свидетельствует о хорошем знакомстве ее авторов
с Египтом. Египтяне действительно придавали
большое значение снам и их толкованиям.
Должность, на которую Потифар поставил Иосифа
(Быт. 39, 5), именуется точно так же, как и в
Египте. Должности "главного виночерпия" и
"главного хлебодара" (Быт. 40, 2) упоминаются и
в египетских текстах. В день рождения фараона
устраивался пир и, возможно, отпускались на
свободу заключенные (Быт. 40, 20 и далее). Помимо
прочего, мы знаем о том, что в Египте было
множество волхвов, что "мерзость для египтян
всякий пастух овец" (Быт. 46, 34; смотрите также
43, 32), что сто десять лет жизни Иосифа (Быт. 50, 22)
в египетских источниках традиционно считались
нормальной продолжительностью счастливой,
благополучной жизни, что бальзамирование или
мумификация (Быт. 50, 2; 50, 26) были обычной для
Египта подготовкой тела важного лица к
погребению. Дарение фараоном подарков Иосифу при
назначении его на высокую должность (Быт. 41, 42 и
далее) соответствует египетским обычаям. Помимо
прочего, десять казней (Исх. 7-12) соответствуют
десяти бедствиям, которые и по сей день угрожают
Египту.
В
историю Иосифа могли войти отдельные эпизоды из
других историй. Скажем, эпизод с супругой
Потифара (Быт. 39, 7 и далее) аналогичен
египетской легенде о двух братьях, Анубисе и
Бате, возненавидевших друг друга, после того как
супруга Анубиса попыталась соблазнить Бату.
Исторический фон
Существует
немало текстов и изображений, позволяющих лучше
понять то положение, которое Иосиф занимал в
Египте. Судя по этим источникам, Иосиф совмещал
две должности: "правителя" или руководителя
правительства и "начальника зернохранилищ".
Правитель являлся чем-то вроде министра
внутренних дел и руководителя государства,
который, возможно, порой руководил и
религиозными церемониями. Начальник же
зернохранилищ должен был обеспечить создание
запаса зерна, которым, в конечном итоге,
определялось богатство и стабильность Египта, и
на торжественном приеме у Фараона "дать отчет об
урожае". Если последний оказывался "лучшим
урожаем тридцатилетия", чиновник помазывался и
награждался ожерельем. Судя по всему, в Новом
царстве (после 1570 года до Р. Х.) иноземцы
достаточно часто занимали властные позиции, и,
возможно, Иосиф жил там как раз в тот период,
когда они правили Египтом, как мы увидим это ниже
[1] .
Два
египетских документа показывают, что в трудные
времена пограничные власти дозволяли бедуинам
из Палестины и с Синая входить в Египет и
селиться в земле Гесем (ср. Быт. 46, 28 и далее). В
египетских текстах земля Гесем не
фигурирует, - здесь речь идет о городе в
восточной части Дельты Нила, известном под
именами "земля Раамсес" (Быт. 47, 11) и "поле
Цоан" (Пс. 77, 12). Этот регион, известный ныне как
Вади-Тумилат, оставался до последнего времени
одним из богатейших районов Египта (Быт. 47, 11),
причем большую часть его населения еще в прошлом
(девятнадцатом - прим. пер.) веке
составляли кочевники. Если еврейские пастухи
когда-нибудь и жили в Египте, то местом их
обитания, скорее всего, был именно этот регион
[2] .
Многие
ученые считают, что переход Иосифа и его
семейства в Египет состоялся в правление
гиксосов или "царей чужеземных стран" [3] .
Гиксосы были азиатским союзом племен,
захвативших Египет около 1700 года до Р. Х. и на 150
лет подчинивших себе огромную империю, в которую
помимо Египта входили, по меньшей мере, Палестина
и южная Сирия. Предметы, принадлежавшие одному из
их величайших правителей, были обнаружены даже
на Крите и в Месопотамии. Разрушение нескольких
палестинских городов в XVI столетии до Р. Х.,
свидетельствует о египетской военной кампании,
последовавшей вслед за изгнанием гиксосов из
Египта.
Столица
гиксосов Аварис вероятно находился на месте
нынешнего местечка Сан-эль-Хагар в Дельте Нила,
которое, как считается, сначала именовалось
Аварисом (до 1500 г. до Р. Х.), затем Раамсесом
(1300-1100 гг. до Р. Х.) и, наконец, Танисом или
Цоаном (после 1100 г. до Р. Х.) [4] . Были отрыты
некоторые укрепления гиксосов и, что
представляется особенно важным, стела или
монумент, сооруженный при Рамсесе II в память о
400-летней годовщине основания города гиксосским
правителем. Поскольку стела эта была возведена в
1320-1300 гг., город этот был основан в
1720-1700 гг. до Р. Х [5] . Традиция, в согласии
с которой Хеврон был построен "семью годами
прежде Цоана" (Числ.13, 23), свидетельствует о том,
что евреи жили в Египте в период основания
последнего, то есть, в период правления гиксосов.
Впрочем, следует отметить, что некоторые ученые
полагают, что Раамсесом некогда назывался не
Танис, но Кантир (Qantir), лежащий несколькими милями
южнее, вследствие чего интерпретация и
историческая значимость "памятной стелы"
становятся существенно иными.
Другое
указание на то, что означенные события пришлись
именно на период правления гиксосов, состоит в
том, что земля Гесем находилась неподалеку от
тогдашней египетской столицы. Аварис,
находившийся в восточной части Дельты, служил
столицей только при гиксосах (1720-1580 гг. до
Р. Х.) и при фараонах XIX династии (после 1300 года
до Р. Х.). До и после гиксосов столицей были
Фивы, город в Верхнем Египте.
Возможно,
также, что история с покупкой Иосифом всей земли
египетской для фараона (Быт. 47, 13 и далее)
является своеобразным отображением той
социальной революции, которая произошла в
правление гиксосов. До начала их правления земля
принадлежала, главным образом, знатным
вельможам. После изгнания гиксосов фараонами XVIII
династии земля находилась в ведении
государственных чиновников, крестьяне же
являлись рабами фараона. Мы не можем утверждать,
что эти социальные преобразования были
произведены именно гиксосами, однако следует
заметить, что они произвели не менее радикальный
социальный переворот и в Палестине.
Фараон Исхода
Книга
Исхода начинается с рассказа о том, что после
смерти Иосифа и рода его евреи в Египте
размножились настолько, что фараон, решив
ограничить их численность, отправил их на
тяжелые строительные работы, в том числе, на
строительство Пифома и Раамсеса, "городов для
запасов" (Исх. 1, 11).
Мы уже
говорили о том, что на границах любой
цивилизованной ближневосточной страны селились
племена кочевников (хабиру), которые в мирное
время нанимались на работу к местным оседлым
жителям. В египетских текстах они названы апиру,
при этом указывается, что некоторые из них
участвовали в перетаскивании каменных блоков
для храмов, строившихся Рамсесом II (1279-1212 гг.
до Р. Х.). Ниже мы увидим, что города Пифом и
Раамсес были построены евреями в его правление.
Пифом
порой отождествляется с местечком
Тель-эр-Ретабех (или Эртабех) в Вади-Тумилат.
Самым совершенным изо всех найденных там
сооружений является храм Рамсеса II; поскольку
других аналогичных построек в городе нет, мы
можем придти к заключению, что израильтяне (если
только город строили именно они) возводили город
в период правления Рамсеса II.
При
Рамсесе II город Раамсес, который, возможно,
находился на месте Таниса и был назван "Домом
Рамсеса" (Пер-Рамсес), стал столицей Египта.
Поскольку в период между изгнанием гиксосов и
временем правления Рамсеса II это место
оставалось необитаемым, а от периода правления
Рамсеса II в городе сохранилось немало
памятников, мы вправе предположить, что
израильтяне работали там, по меньшей мере, в
начальный период его правления (если мы будем
исходить из достоверности соответствующей
традиции). Следовательно, фараоном, фигурирующим
в истории об Исходе, должен быть именно Рамсес II.
Маршрут Исхода
При
своем Исходе [6] из Египта израильтяне не пошли
по прямому, но многолюдному и хорошо охраняемому
торговому и военному пути в Ханаан, "по дороге
земли Филистимской" (Исх. 13, 17). Длинная цепь
египетских укреплений, возведенных вдоль этой
дороги, была описана фараоном Сети I в его
карнакской надписи. Вместо этого евреи вышли
"дорогой пустынною к Чермному морю" (Исх. 13, 18).
Однако еврейское Yam Suph следует переводить как
"Тростниковое", но не как "Красное" море.
Представляется весьма маловероятным, что речь
здесь идет о северной части Красного моря,
именуемой сегодня Суэцким заливом. Во-первых, в
Красном море нет тростниковых зарослей.
Во-вторых, судя по библейскому рассказу,
"Тростниковое море" являлось границей между
землей Египта и пустыней. Красное же море
отделено от Египта достаточно широкой полосой
пустыни. В одном египетском тексте, описывающем
достопримечательности Раамсеса-Таниса, помимо
прочего говорится о находившемся неподалеку от
города "Папирусовом болоте", название которого
живо напоминает название библейского
"Тростникового моря". Таким образом, переправа
могла проходить неподалеку от Раамсеса. Это
подтверждается и отождествлением Ваал-Цефона
(Исх. 14, 2) с находившимся в том же районе
Тахпанхесом, который ныне носит название
Тель-Дефне (основою для такого отождествления
стал финикийский документ, в котором, помимо
прочего, говорится о боге "Ваал-Цефона и всех
богах Тахпанхеса"). Город, упоминаемый в
рассказе об Исходе, должен был иметь храм этого
бога.
Путь,
которым израильтяне шли через Синай, не вполне
ясен, тем более, что у ученых нет единства и в
вопросе о том, где именно находится гора Синай
(или гора Хорив) [7] . Обычно считают, что ее
следует искать среди сложенных из гранита гор на
юге Синайского полуострова, где находились
древние медные рудники и разработки бирюзы, куда
египтяне регулярно отправляли свои экспедиции.
Многие ученые считают, что гора Синай должна
находиться в древней земле Мадиамской, к
юго-востоку от аравийской Идумеи [8] , считая,
что в XIX главе книги Исхода речь идет о
вулканической активности, которая, в данном
регионе возможна только в этих землях. Однако, с
тем же успехом, речь могла идти и о буре,
разыгравшейся в горах. Помимо прочего, следует
заметить, что в Ветхом завете Богоявления
зачастую уподобляются грозным природным
феноменам, вследствие чего описания такого рода
не могут использоваться в качестве основания для
определения местонахождения того или иного
места. Согласно Второзаконию (Втор. 1, 2), путь от
Кадес-Варни до горы Хорив (Синай) занимает
одиннадцать дней (вероятно, за такое время
проходили этот древний путь паломники). Названия
станов, находившихся на этом пути, возможно,
сохранены в 33 главе книги Чисел. Именно этим
путем мог идти к горе Хорив и Илия (3 Цар. 19, 1-8).
Традиционное местоположение горы Синай на деле
прекрасно согласуется с этим маршрутом. Мало
того, если бы таковая традиция не вызывала ни
малейших сомнений и не была освящена веками,
трудно было бы понять причину того, почему
древняя Церковь поместила это священное место в
столь труднодоступном и опасном районе. И,
наконец, некоторые станы могут быть с
определенной вероятностью отождествлены с
поселениями, находящимися на пути к южным
вершинам Синая: так, Елим (Исх. 15, 27; Числ. 33, 9)
может соответствовать оазису Вади-Гарандел (Wadi
Gharandel) в 63 милях от Суэца; Дофка (Числ. 33, 12) -
египетскому горнорудному центру
Шерабит-эль-Хадем, поскольку это название
переводится как "плавильня"; Рефидим (Исх. 17, 1;
Числ. 33, 14) можно отождествить с Вади-Рефайид и
так далее.
Согласно
традиции израильтян, Моисей женился на дочери
мадиамского священника, названного в одном
источнике Иофором, в другом - Рагуилом (Исх. 2,
16; 18, 1). Члены семьи сына Рагуила Ховава
впоследствии стали израильтянами
(Числ. 10, 29; Суд. 4, 11). Это семейство,
называлось "Кенеянами" или, иначе,
"кузнецами". К востоку и к юго-востоку от залива
Акаба, в лежащей к югу от Мертвого моря долине
Арава и в районе горы Синай находились медные
рудники. В древности эти рудники разрабатывались
куда интенсивнее, чем сегодня, обеспечивая
благосостояние жителей Мадиамских земель и
Синая. К 1500 году до Р. Х. полукочевое племя
кузнецов, живших на Синайском полуострове, уже
использовало древнейший изо всех известных нам
алфавитов, созданный и разработанный хананеями,
жившими в Сирии, и впоследствии позаимствованный
у них израильтянами и греками. Кузнецы Синая и
Мадиама, скорее всего, были состоятельными
людьми, имевшими тесные коммерческие связи как с
Египтом, так и с Палестиной. Предположение же о
том, что Иегова первоначально был племенным
богом Кенеян или обитателей земли Мадиамской,
представляется крайне сомнительным.
Описания
переносной палатки или скинии, которой в лагере
израильтян отводилось особое место, а также
Ковчега Завета, находившегося внутри скинии,
были сделаны более поздними авторами,
принадлежавшими к духовному сословию. Тем не
менее, преимущественное использование акации
("дерева ситтим"), материи из козьей шерсти,
бараньих кож и овчинных шкур при построении
скинии свидетельствует о кочевой жизни
израильтян и, вероятно, об аутентичности
указанной традиции. У древних арабов, живших во
времена до пророка Магомета, существовали особые
переносные палатки, считавшиеся ими священными.
Известно, что даже в наше время у некоторых
арабских племен или кланов сохранились подобные
переносные объекты, функции которых подобны
функциям Ковчега. Члены таких кланов считают, что
в этой палатке живет сам Аллах, и поэтому видят в
ней залог своих побед (см. Числ. 10, 35).
Данные
переписи, представленные в Числ. 1 и Числ. 26,
которые, возможно, являются разными вариантами
одного списка, свидетельствуют о том, что в
Исходе и в странствиях принимало участие
примерно шестьсот тысяч лиц мужского пола. Если
же мы будем считать женщин и детей, то общая
численность евреев, вышедших из Египта, составит
от двух до трех миллионов человек. Синайский
полуостров вряд ли мог бы вместить такое число
людей. Куда более разумной представляется другая
оценка, в соответствии с которых их было от трех
до пяти тысяч. Численность армии Рамсеса II в
битве при Кадеше составляла около 20.000 воинов.
Естественно, такая армия вряд ли могла бы
представлять угрозу для шестисоттысячной армии
израильтян. Впрочем, вполне возможно, что здесь
приведены данные переписи, проведенной в более
позднюю эпоху, например, в период Судей или в
правление Давида (2 Цар. 24). Возможно также,
что слово "тысяча" здесь имеет какое-то особое
военное значение.
Переход
в Палестину был совершен через Трансиорданию, на
территории которой племена столкнулись с
обитателями царств Едома и Моава. Нельсон Глюик
(Nelson Glueck) активно занимался исследованием
Трансиордании в период между 1930 и 1940 годами.
Исследуя древние поселения и определяя их
возраст по найденным в ним фрагментам керамики,
он сумел установить границы древних царств
Аммона, Моава и Едома. Помимо прочего он пришел к
выводу, что они были основаны не ранее XIII
столетия. В течение шести предшествующих
столетий эти земли были населены кочевниками, не
строившими городов. Затем, совершенно внезапно, в
период между 1300 и 1100 гг. до Р. Х. в южной
Трансиордании начинают возникать города. Исходя
из того, что во времена завоевания царства Моава
и Едома уже существовали, мы можем сделать вывод,
что Исход не мог произойти ранее XIII столетия до
Р. Х. [9]
Деяния
Валаама (Числ. 22-24), которого Валак, царь
Моавитский, позвал из Пефора, находившегося на
Верхнем Евфрате, с тем, чтобы он проклял народ
Израиля, можно проиллюстрировать действиями
месопотамского прорицателя или бару [10] .
Вавилоняне разработали сложные методы гадания и
предсказания будущего по разного рода
знамениями знакам. Во втором тысячелетии до
Рождества Христова прорицатели
распространились уже всюду, личная печать одного
из них была найдена в Беф-Сане (Палестина).
История о Валааме написана так, словно нам ведомы
правила гадания. Гадание производилось ранним
утром, поскольку считалось, что лучшие
результаты могут быть получены только до восхода
солнца. Процедура повторялась трижды (число три
вообще играло крайне важную роль в вавилонской
магии). Возможно, причина, побудившая Валаама
прекратить "волхвование" (Числ. 24,1), состояла
в том, что он утратил свой былой авторитет
прорицателя. Вследствие этого Валак лишил его
обещанного вознаграждения. Вся эта история
станет понятной, если мы будем видеть в Валааме
вавилонского бару.
Завоевание
Ханаана
Из
истории завоевания, представленной в книге
Иисуса Навина, следует, что оно проходило в
долгой и упорной борьбе. Ее успех был обеспечен
удачной кампанией, которой руководил сам Иисус
Навин. Она имела три фазы: (1) обеспечение
плацдарма в центральной холмистой части страны
благодаря захвату Иерихона и Гая, а также
заключению союза с гаваонитами (Нав. 6-9); (2)
"южная" кампания, не коснувшаяся Иерусалима, но
затронувшая все прочие территории, на которых
впоследствии жило колено Иудино; (3) кампания в
Галилее, в ходе которой, несмотря на ее успех, не
было разрушено ни одной крепости кроме Асора
(Нав. 11).
Возникает
впечатление, что израильтяне подчинили себе всю
страну. Однако первая глава книги Судей рисует
совершенно иную картину. Земли эти были покорены
не в ходе некой единичной военной кампании,
которой руководил Иисус Навин, - процесс
завоевания был весьма долгим, поскольку
израильтянам приходилось воевать с различными
племенами. До недавнего времени считалось, что
более ранние сведения, представленные в первой
главе книги Судей, отличаются большей
достоверностью, позднейшие же материалы книги
Иисуса Навина страдают явными преувеличениями.
Однако подобный взгляд следовало бы признать
неправомерным. В самой книге Иисуса Навина
говорится, что его военные кампании носили лишь
частный характер (Нав. 11, 13, 22; ср. Суд. 2, 20-23;
Втор. 7, 22), при этом даже приводится список
земель, которые так и не были завоеваны
израильтянами (Нав. 13). Что же касается первой
главы книги Судей, то она представляет собой
скорее не цельный восходящий к древности рассказ
о завоевании, но собрание разнородных
фрагментов, имеющих различную датировку и
достоверность.
Археологические
данные свидетельствуют о том, что в XIII столетии
до Р. Х. израильтяне провели широкую военную
кампанию, в ходе которой ими бы разрушен ряд
важных хананейских городов-государств, что
позволило им поселиться в этой стране (прежде
всего, в гористой ее части). XII-XI века прошли в
постоянных войнах, о чем свидетельствует то
обстоятельство, что все разрытые города были
разрушены от одного до четырех раз и при этом
между этими разрушениями практически не было
выявлено корреляции. Ко времени избрания Саула
на царство израильтянами была занята лишь
центральная гористая часть страны и часть
Трансиордании, поскольку завоеватели не могли
овладеть такими крепостями, как Беф-Сан, Фаанах и
Мегиддо в долине Ездрилонской, или Дором и
Газером, защищавшими путь в горную часть страны
(Суд. 1, 27 и далее). Израильтяне не могли воевать
с противником и на равнине, поскольку у них не
было колесниц (Суд. 1, 19; сравни 3 Цар. 20, 23).
Завоевание с
исторических позиций
Впервые
Израиль упоминается в тексте, помещенном на
стеле, возведенной в память о победах фараона
Мернептаха (около 1210 года до Р. Х.). Под
"Израилем" здесь понимается если и не оседлый
народ, то определенная группа населения
Палестины [11] . Если израильтяне действительно
принимали участие в возведении Пифома и Раамсеса
(выше мы уже говорили об этом) (Исх. 1, 11), какое-то
количество их должно было бы жить в Египте и в
начальный период правления Рамсеса II (1279-1212).
Соответственно, мы в праве предположить, что
Исход произошел в первой половине XIII столетия до
Р. Х.
Земля
Ханаана в ту пору номинально считалась
египетской провинцией, организованной по
системе городов-государств. Каждым городом
правил собственный "правитель", который, помимо
прочего, должен был платить подать и
обеспечивать рабочей силой строительство
дворцовых и культовых сооружений. Наиболее
важным из имеющихся в нашем распоряжении
источников информации о Ханаане этого периода
является серия писем, обнаруженных в архивах
дворца фараона Аменхотепа IV (Эхнатон,
1351-1334 гг. до Р. Х.) в Тель-эль-Амарна (Египет).
Эти письма были написаны, по большей части,
переднеазиатскими правителями и вельможами
[12] . Письма, пришедшие из Ханаана, полны
противоречивых обвинений и свидетельствуют о
хаосе заговоров и контрзаговоров. В ряде писем
содержатся жалобы на хабиру или апиру (о
связи этих понятий с понятием "евреи" см. выше).
Прежде считалось, что эти ссылки свидетельствуют
о нашествии народов, живших в пустыне, -
нашествии, определенным образом связанном с
еврейским завоеванием Палестины. Теперь же
принято считать, что апиру были не
завоевателями, а разбойничьими шайками,
состоявшими из наемников и представителей
угнетенной части населения. Порой тамошние
властители называли этим словом правителей
соседних областей и их воинов, занимавшихся
захватом земель и городов, последние же
обращались к фараону, оспаривая законность их
правления.
Вторжение
израильтян не ассоциируется с амарнским
периодом еще и потому, что из девяти
городов-государств южной Палестины, упомянутых в
10-12 главах книги Иисуса Навина, только четыре
(Газер, Иерусалим, Лахиш и, возможно, Хеврон)
существовали до 1375 года до Р. Х. Городская
стена Давира (современный Тель-Бейт-Мирсим) была
сооружена не ранее конца XIV столетия. Завоевание
же происходило в XIII столетии, когда старые
города-государства ослабли, и возникло множество
мелких новых государств такого рода.
Плацдармами
израильтян в Ханаане стали центральные гористые
районы западной Палестины и Галаад, находящийся
за Иорданом, которые не относились к центрам
цивилизации. Особенно любопытным представляется
то обстоятельство, что в книге Иисуса Навина
ничего не сказано о завоевании центральной
Палестины, которая сыграла столь важную роль в
истории Израиля. Сам Иисус Навин принимает
участие в церемониях, проводившихся в Сихеме,
древней столице этой области, куда сходились все
колена Израилевы (Нав. 8, 30-35; 24). Объяснение
этого обстоятельства, по мнению многих ученых,
состоит в том, что Сихем в ту пору
контролировался евреями, которые либо никогда не
бывали в Египте и потому не принимали участия в
Исходе, либо вышли из Египта раньше. Они могли
мигрировать оттуда вместе с гиксосами и
поселиться на этих землях в период изгнания
гиксосов из Египта, то есть, около 1550 года до
Р. Х. Возникшие впоследствии отличия Иудеи и
Израиля, возможно, объясняются именно этим
обстоятельством. Из писем, найденных в
Тель-эль-Амарне, известно, что за сто лет до
Иисуса Навина областью Сихема владели племена,
не выказывавшие особого почтения фараону и его
соседям. В письме фараону правитель Лаб'аю
(Lab'ayu) приводит древнюю хананейскую пословицу:
"даже муравьи кусают того, кто их давит".
Принято считать, что в 34 главе книги Бытия
находит отражение традиция взаимоотношений
древних евреев с обитателями Сихема, которая
могла не измениться и после Пребывания и Исхода.
Традиция же, описанная в 24 главе книги Иисуса
Навина, в которой говорится о возобновлении
Иисусом завета со всем народом Израиля в городе,
который ему не пришлось завоевывать, станет
понятной только в том случае, если мы будем
исходить из того, что в Сихеме к тому времени уже
существовала хананейско-еврейская группа
кланов, объединенная заветом и сохранившая
память о взаимоотношениях с движением
израильтян [13] .
Падение Иерихона
На
пути любого завоевателя горной страны, идущего с
юга долины Иордана, стоял Иерихон. Согласно
еврейской традиции, Бог разрушил городские стены
после того, как израильтяне в течение семи дней
обходили город кругом (Нав. 6). Интерес
археологов к Иерихону был, отчасти, связан именно
с этим обстоятельством.
Первыми
его раскапывали немецкие ученые Э. Селлин и
Ватцингер (Sellin and Watzinger, 1908-1910). Множество
открытий было сделано британской экспедицией
под руководством профессора Джона Гарстанга (John
Garstang, 1930-1936). Экспедиция установила, что город
был основан во времена неолита еще до появления
керамики; таким образом, он считается старейшим
изо всех городов Палестины, раскопанных
археологами. Помимо прочего, Гарстанг исследовал
городские укрепления разных периодов его
истории и, в частности, две каменных стены,
датированных им XV веком, после разрушения
которых город был предан огню. Образчики
позднейшей керамики, найденные Гарстангом в ходе
раскопок, позволили ему придти к выводу, что
город был разрушен не позднее 1385 года до Р. Х.
Совместная
британо-американская экспедиция под
руководством госпожи Кэтлин Кеньон (Kathleen Kenyon,
1952-1958) позволила до известной степени
реконструировать историю Иерихона в каменном
веке. При этом было установлено, что две стены,
датировавшиеся Гарстангом XV веком, были
возведены в разное время и разрушены на тысячу
лет раньше. Процессы же эрозии привели к тому, что
от последнего периода жизни города (1500-1200 гг.
до Р. Х.) не сохранилось практически ничего.
Таким образом, мы ничего не можем сказать ни о
времени его падения, ни о способе его захвата
израильтянами [14] .
Падение
Вефиля-Гая
Согласно
библейской истории, первым городом в гористой
части страны, взятым израильтянами, был Гай,
который Иисус Навин сжег и "обратил в вечные
развалины" (Нав. 8, 28). Однако раскопки
показали, что Гай, хананейский город с мощными
стенами и красивым храмом, процветавший в
3200-2400 гг. до Р. Х., был полностью разрушен
около 2400 года до Р. Х. и впоследствии оставался
необитаемым (впрочем, около 1000 года до Р. Х. в
нем жило небольшое количество израильтян). Это
означает, что город уже лежал в руинах за тысячу
лет до начала Завоевания. Как же следует понимать
соответствующий эпизод Библии?
Существует
три основные теории: (1) история, объяснявшая
происхождение руин, была вымышлена впоследствии;
(2) Гай был временно занят обитателями Вефиля,
находившегося в полутора милях от него - в
этом случае остается совершенно непонятной
фигура "царя Гайского" (Нав. 8); (3) история
завоевания Вефиля была использована для
объяснения происхождения древних "руин" (Гая)
[15] . В книге Иисуса Навина отсутствует рассказ
о завоевании Вефиля, хотя память о его разрушении
сохранилась (Суд. 1, 22-26; сравни, Нав. 12, 16).
Раскопки Вефиля 1934 года, которыми руководил
профессор Олбрайт, показали, что город погиб от
огня в XIII веке. Уничтоженный завоевателями
хананейский город был красив, в нем были
замечательные дома с мощеными или заливными
полами и водостоками. Город, выстроенный здесь
впоследствии, был куда беднее. Два этих города
настолько непохожи друг на друга, что мы можем с
уверенностью говорить о том, что некогда Вефиль
был разрушен израильтянами.
Кампании в Иудее и
в Галилее
В
десятой главе книги Иисуса Навина описывается
кампания, в ходе которой Иисус Навин завоевал
территорию, впоследствии занятую Иудой, обойдя
стороной сильные крепости Иерусалим и Газер.
Местоположение всех названных здесь городов
кроме Македа сегодня можно считать
установленным, при этом в ряде случаев имеются и
свидетельства того, что такая кампания
действительно имела место.
Скажем,
развалины Лахиша были найдены на территории
современного Тель-эд-Дувейра британской
экспедицией под руководством Дж. Л. Старки
(1932-1938). Так же как и Вефиль, этот город был
разрушен в XIII столетии. Среди обгорелых развалин
была найдена ваза с изображением египетского
сборщика налогов, записывающего количество мер
зерна, которое должны поставить местные
земледельцы в четвертый год правления некоего
фараона, имя которого не названо. Египтологи
считают, что надпись на вазе могла быть сделана в
правление фараона Мернептаха (1212-1202 до Р. Х.).
Таким образом, ваза должна относиться к эпохе
правления самого Мернептаха или его
предшественника, правившего не менее четырех лет
(в любом случае ее следует датировать последними
двумя десятилетиями XIII столетия). Ваза была
разбита при разрушении города и, вероятнее всего,
была тогда не слишком старой, соответственно,
израильтяне могли захватить город в период с 1220
по 1200 гг. до Р. Х.
Нам
сказано о том, что единственным укрепленным
городом, разрушенным Иисусом Навином в Галилее,
был Асор (Гацор) (Нав. 11, 10-13). Местонахождение
этого города было установлено в 1926 году, - он
находится в Тель-эль-Кеда, в десяти милях к северу
от Галилейского моря, на проходящей через
Палестину дороге, ведущей из Египта в Сирию,
Переднюю Азию и Месопотамию. Это одно из самых
крупных палестинских городищ. К северу от него
находится огромная прямоугольная возвышенность,
местами защищенная стенами и - с западной
стороны - сухим рвом: вероятно, здесь стояли
лагерем конница и колесницы гиксосов.
Израильская экспедиция под управлением генерала
Ядина (1955-1958) обнаружила, что город занимал не
только территорию холма, но и это обширное
огороженное пространство. Имевший население
около 40.000 человек и площадь порядка 175 акров, Асор
действительно являлся одним из крупнейших
городов Сиро-Палестины (сравни, Нав. 11, 10). Город
был разрушен в XIII веке, после чего заселялась
только та его часть, которая находилась на холме.
Иными словами, если военная кампания Иисуса
Навина приходилась на конец бронзового века, мы
вполне можем найти и ее материальные
свидетельства.
Выводы
Материальные
следы разрушения Вефиля, Лахиша и других городов
в XIII столетии свидетельствуют о том, что
кампания, подобная той, которая описана в десятой
главе книги Иисуса Навина, действительно имела
место. Именно в этот период часть народа,
ставшего впоследствии народом Израилевым, вошла
в пределы Палестины.
Разумеется,
существует ряд нерешенных проблем, связанных,
прежде всего, с Иерихоном, Гаем и Сихемом [16] .
Также существуют известные неувязки библейской
хронологии с археологическими данными, согласно
которым Исход и Завоевание следует датировать XIII
веком. В Третьей книге Царств (3 Цар. 6, 1) говорится
о том, что Соломон начал строить храм через 480 лет
после Исхода, в четвертый год своего
царствования, который, согласно последним
исследованиям библеистов приходился на 959 год до
Р. Х. В этом случае мы должны считать временем
Исхода 1439 год. Впрочем, существует предположение,
что число 480 получено путем умножения двенадцати
традиционных поколений меж Исходом и временами
Соломона на сорокалетнюю их
"продолжительность". Если мы примем более
реальное значение, равное, в среднем, двадцати
пяти годам для одного поколения, то время Исхода
придется на третью четверть XIII века до Р. Х.,
что соответствует археологическим данным.
В
Исх. 12, 40 говорится о том, что сыны Израилевы
провели в Египте четыреста тридцать лет. Если
Исход состоялся в начале XIII века, значит, Иосиф и
его семья оказались в Египте около 1700 года до
Р. Х., то есть, примерно, в тот период, когда
страной завладели гиксосы. Большинство ученых
считает, что они пришли туда именно в это время.
В Суд. 11, 26
Иеффай говорит царю Аммонитскому о том, что
Израиль живет на территории Трансиордании
триста лет. Если Иеффай жил в XI столетии до
Р. Х., значит, завоевание Трансиордании
произошло в XIV веке. Впрочем, возможно, что число
300 получено на основе хронологии самой книги
Судей, поскольку при сложении времен правления
последовательно сменявших друг друга судей и
периодов притеснений вплоть до Иеффая, мы
получаем значение 319. Эта хронология
представляется достаточно условной, поскольку
некоторые периоды притеснений совпадали с
временем правления тех или иных судей, а не
сменяли их последовательно, как об этом
говорится в книге.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. В
Египте в последние годы найдены древнейшие
семитские надписи, выполненные алфавитным
письмом. Это граффити, высеченные на скалах в
пустыне к западу от Нила (Вади эль-Хол), у древней
дороги, пролегавшей между Фивами и Абидосом. Их
предварительно датируют 1900-1800 гг. до Р. Х.
Их оставили, вероятнее всего, выходцы из
Сиро-Палестинского региона перебравшиеся в
Египет в эпоху Среднего царства (высказывались
даже предположения, что и алфавит, как таковой,
был впервые создан в Египте, а не в Ханаане или на
Синае, как считалось прежде). О проживавших в
Египте задолго до гиксосского нашествия (около
1650 г. до н. э.) сиро-палестинцах говорят и другие
источники. Один из папирусов Среднего царства
упоминает некоего Беби, "командира
азиатов" - военачальника, командовавшего
контингентом наемников из Ханаана. Египтолог
Чарльз Элинг высказал предположение, что и
прибытие Иосифа в Египет следует отнести к более
раннему, чем гиксосское завоевание, времени
(между 2000-1700 гг. до н. э.) - пример Беби
свидетельствует о том, что иноземное
происхождение не являлось в эпоху Среднего
царства препятствием для продвижения по службе.
2.
М. Биетак высказал предположение, что одна
небольшая усадьба (10 х 12 м) рядом с первоначальным
поселением в Аварисе-Раамсесе, которое
существовало в эпоху XII-XIV династий, могла
принадлежать Иосифу и его семейству - ее
планировка действительно напоминает планировку
палестинских жилых домов II тыс. до Р. Х.; 20%
найденной в усадьбе керамики - аналогии
палестинской, эпохи Средней Бронзы. Находившийся
неподалеку могильник содержал погребения
выходцев из Ханаана - примерно в половине
мужских погребений найдено оружие
распространенных в Палестине типов (бронзовые
наконечники копий, боевые топоры, кинжалы).
Примерно в 80 м. от «усадьбы Иосифа» обнаружена
гробница, принадлежавшая какому-то
высокопоставленному чиновнику азиатского
происхождения. Гробница разграблена, мумия
погребенного отсутствует, но в ней сохранились
обломки крупной, в полтора человеческих роста,
известняковой статуи, изображавшей желтокожего
азиата с типичной для жителей Ханаана, как их
представляли тогда в Египте, грибовидной
прической. Статуя явно была разбита
преднамеренно (Bietak 1996, S. 21). Тело Иосифа, который
умер в Египте в возрасте 110 лет, как сказано в
Быт. 50. 26, было набальзамировано и уложено в
гроб. Останки же его, согласно его завещанию, были
вывезены из Египта в Землю Обетованную во время
Исхода (Исх. 13. 19).
3.
Если открытая у Авариса-Раамсеса гробница
действительно принадлежала Иосифу (что доказать,
к сожалению, невозможно - ни одной надписи в ней
не сохранилось, кроме знака «чужеземец» на
обломке плеча разбитой статуи), то его прибытие в
Египет должно было предшествовать вторжению
гиксосов, по крайней мере, на полстолетия. Можно,
конечно, предположить, что тот «новый царь,
который не знал Иосифа» (Исх. 1. 8) и потому
стал угнетать израильтян, и был первым
гиксосским правителем Египта.
4.
Город Раамсес - городище Телль эль-Даба в дельте
Нила (примерно в 100 км к СВ от Каира), в последние
годы (с 1966 г.) исследовался австрийским
археологом Манфредом Биетаком. Это был царский
город, получивший свое имя при Рамсесе II. Основан
же он был гораздо раньше, в эпоху Среднего
царства; первоначальное его имя - Ровати, «Врата
Двух Дорог», затем, при XIV династии, он был
переименован в Аварис - это же имя он носил и в
период гиксосского владычества. В древности мимо
него проходил Пелузийский рукав Нила, что давало
ему выход к Средиземному морю, через него же шла
знаменитая «Дорога Гора», ведущая в Ханаан. Следы
пребывания сиро-палестинцев в Ровати
прослеживаются начиная с XII династии (около 1850 г.
до Р. Х.).
5.
Согласно последним хронологическим расчетам,
Рамсес II (Усермаатра Сетепенра Рамсес Мериамон,
сын Сети I и царицы Туйи) взошел на престол в
1279 г. до Р. Х. - E. Wente and C. Van Siclen. A Chronology of the New
Kingdom. Studies in Honor of George R. Hughes, January 12, 1977,
J. H. Johnson and E. F. Wente, ed., Studies in Ancient Oriental
Civilization, 39 (Chicago, The Oriental Institute, 1977), pp. 217-261. Если дата
стелы - около 1270 г., то основание Авариса
следует относить примерно к 1670 г.
6.
Израильский археолог Зеев Герцог сомневается в
том, что мы когда либо найдем подлинные
свидетельства Исхода или следы странствования
израильтян по Синайской пустыне. Египетские
тексты, которых от того времени сохранилось
достаточно много, не упоминают об этих событиях,
зато время от времени сообщают о прибытии в
Египет небольших групп кочевников-скотоводов из
Азии, особенно в периоды голода и засухи. Они
селились на окраине дельты Нила, затем покидали
ее и возвращались в Ханаан, когда там
складывались более благоприятные для жизни
условия. Не исключено, предполагает Герцог, что в
основе предания об Исходе лежит возвращение из
Египта в Ханаан относительно небольшой группы
людей, нескольких семей, но никак не целого
многомиллионного народа.
7.
Итальянский археолог Эмануэль Анати недавно
высказал предположение, что гора Синай
находилась в Южном Израиле, а не на Синайском
полуострове (Джебель-Муса, Джебель-Сирбал). Он
отождествляет ее с горой Карком в Негеве, где он
уже в течение 20 лет ведет раскопки. Среди его
находок - алтари, жертвенники, каменные
ритуальные подставки. Один из каменных предметов
имеет форму полумесяца - символа
вавилонского лунного бога Сина (от его имени
Анати производит и название горы Синай).
Путешественник Роберт Корнук, американский
писатель Говард Блюм, профессор-библеист Франк
Кросс и некоторые археологи-любители локализуют
Синай в северо-западной части Саудовской Аравии
(Джебель аль-Лауз, либо разные горные вершины на
границе с Иорданом). Этот район мало исследован,
хотя следы поселений, которые могут быть
отнесены ко времени Моисея (вторая половина 2 тыс.
до н. э.) здесь отмечены. Раскопки же на
Синайском полуострове, проводившиеся в
1967-1982 гг., наоборот, не обнаружили сколь либо
заметных следов человеческого пребывания в
районе горы Хорив.
8.
Древняя страна, граничившая с Израилем,
находившаяся на юго-западе современной
Иордании - прим. пер.
9.
Существует несколько систем для определения
Библейских дат на основании тех указаний на
количество лет, прошедших между различными
событиями, которые содержатся в самой Библии
(утверждение Моисея в Исходе, 12. 40-41, что сыны
Израилевы находились в Египте 430 лет; в 3
Цар. 6. 1 говорится, что прошло 480 лет от
Исхода до 4-го года царствования Соломона; от
разделения царства до разрушения Иерусалима
прошло 390 лет, и т. п.). Приводимые в разных
местах Библейского текста данные иногда
разнятся. Результатом этого являются «длинные»
или «короткие» хронологии того или иного типа.
Основная дата, от которой производится отсчет
назад, в соответствии с той или иной
хронологией, - это 586 г. до Р. Х., дата
разрушения Храма Навуходоносором. Наиболее
краткая хронология считает 967 г. до Р. Х.
датой начала строительства Храма, и,
следовательно, 1447 г. до Р. Х. - датой Исхода.
Длинная же хронология приводит 1011 г. до Р. Х. в
качестве даты строительства Храма и 1548 г. до
Р. Х. - как дату Исхода. Краткая хронология
предполагает, что Иаков со своими детьми прибыл в
Египет в 1662 г. до Р. Х., и, следовательно,
Авраам родился приблизительно в 1952 г. до Р. Х.
По длинной хронологии Сыны Израиля вошли в
Египет в 2014 г. до Р. Х., а Авраам родился в
2304 г. до Р. Х. При дате Исхода 1584 г. до Р. Х.
получается, что завоевание Ханаана началось в 1544
г. до Р. Х. Эта дата относится непосредственно к
завершению эпохи Средней Бронзы (по
археологической периодизаци - около 1550 г.). В
это время еще существовали все те укрепленные
города - Иерихон, Гаваон, Хеврон, Гай, Арад,
Лахиш, Асор и Вифлеем - которые упомянуты в
книге Иисуса Навина. К концу же эпохи Поздней
Бронзы (около 1400 г. до Р. Х. - дата Исхода и
завоевание Ханаана по краткой хронологиии, или
около 1220 г. до Р. Х. - дата, которой
придерживаются многие археологи) многие из них
давно уже лежали в руинах. Это позволило
некоторым ученым (Б. Сеттерфилд) высказать
предположение, что завоевание Ханаана
израильтянами действительно имело место в XVI, а
не в XIII в. до Р. Х. В этом случае, однако,
остается неясным, где же были израильтяне в XV-XIV
вв. (период Судей, в соответствии с длинной
хронологией) - в Ханаане в это время
безраздельно господствует Египет, история этого
периода хорошо отражена и в официальных хрониках
и в дипломатической переписке, но никаких
израильтян до конца XIII в. до Р. Х. египетские
источники не упоминают, равно как и Библия не
отмечает присутствия в это время в Ханаане
египетской администрации. Конечно, нельзя быть
уверенным в абсолютной точности приводимых в
Библии временных сроков. Во времена Патриархов,
Исхода, и даже в период Судей официальной
историографии у евреев еще не было, исторические
же предания если и содержали какие либо указания
на значительные временные промежутки, то они
выражались, скорее всего, в числе поколений,
отделявших одно событие от другого, а не в
количестве лет. «Абсолютные даты» Библии -
результат осмысления этих преданий
историографами более поздних эпох. Можно
предположить, конечно, что историческая
география книги Иисуса Навина - результат
синтеза нескольких традиций. С одной стороны -
это предания выходцев из Египта, участников
завоевания Ханаана, с другой - традиция той
части предков израильтян, которые не покидали
Ханаан, и которые могли помнить о существовавших
в нем некогда больших укрепленных городах
(кстати, гибель многих городов эпохи Средней
Бронзы в XVI-XV вв. до Р. Х. связана, вероятнее
всего, не с приходом израильтян, а с восточными
походами египетских царей XVIII династии).
10. В
1967 г. в Дейр Алла, в Иордании, была найдена
надпись, в которой несколько раз упоминается
Ваалам, сын Пеора, тот самый Валаам, который был
нанят Валаком, царем Моаба, чтобы проклясть
израильтян, собиравшихся войти в Землю
Обетованную. Текст состоит из 119 фрагментов
штукатурки, исписанной черными и красными
чернилами. Он был расположен в одну колонку и
содержал не менее 50 строк. Здание рухнуло в
результате землетрясения около 760 г. до Р. Х., в
царствование Уззии (Озии), когда жил пророк Амос.
Нижняя часть текста потерта, очевидно он какое-то
время находился на стене до катастрофы. Написан
он на арамейском, и начинается словами
"Предупреждение из книги Валаама, сына Веора. Он
был провидцем богов" (красными чернилами
выделены это и другие наиболее важные места).
Ссылка на "Книгу Валаама" говорит о том, что это
не первоначальнвый текст, и что он скопирован с
какого-то более раннего. Валаам излагает свои
видения, говорит о предстоящей неизбежной Божьей
каре и вступает в полемику со слушателями. Дейр
Ала находится в 25 милях от того места, где стояли
лагерем израильтяне (Числ. 22-24) на равнине
Моаба, у Иордана, напротив Иерихона (свои обряды
Валаам совершал на горе Фегор - евр. Пеор,
западнее Есевона, с вершины которой мог видеть
стан израильтян). Валаам происходил из "Пефора,
который на реке", из чего обычно делали вывод,
что он жил в северо-западной Сирии (возможно, что
в тексте следует читать не "Арам", а "Адам",
город в 7 милях к Ю-З от Дейр Алла). Однако по
тексту же получается, что он жил недалеко от того
места, где встали израильтяне, т.е. вполне
вероятно, что в Дейр Алла (недаром его там
почитали). Валаам был специалистом по проклятиям.
Проклятиям посвящена и значительная часть
найденного текста. Употребляется в надписи и
термин боги-Шаддай, характерный для
Трансиордании.
11.
Стела найдена в 1896 г. Флиндерсом Питри в
заупокойном храме Мернептаха в Фивах. Питри
рассказывает, как он вместе со Шпигельбергом
разбирал эту надпись. Стела лежала на боку,
потребовалось выкопать под ней яму, чтобы
рассмотреть текст. Слово «Израиль» было
отождествлено самим Питри. Надпись содержит
хвалебную оду Мернептаху и краткое описание его
похода в Ханаан около 1210 г. Это самый ранний
документ, в котором упомянут Израиль:
"Разграблен Ханаан со всем его злом, Аскалон
взят, Газер захвачен. Иеноам стал, как будто его и
не было, Израиль опустошен, нет его семени".
Последняя фраза - «нет его семени», часто
употребляемая в надписях Нового царства, никак
не связана с сельским хозяйством, никаких
оснований говорить о том, что израильтяне в конце
XIII в. были земледельцами, или что египтяне
вытоптали их посевы, она не дает. Слово prt,
конечно, могло употребляться и в значении
«зерно», но только не в этом контексте; «нет его
семени» - стандартная формула «победных»
текстов того времени, и означает она только то,
что враг Египта повержен, его мужское население
уничтожено. При слове "Израиль" стоит
детерминатив "народ", а не "территория,
страна". Речь, таким образом, идет об этнической
группе, а не о местности или государственном
объединении (см. Hasel, M.G. Israel in the Merneptah Stela. Bulletin
of the American Schools of Oriental Research 296, 1994, p. 45-61; Bimson, J.J. Merenptah's
Israel and recent Theories of Israelite Origins. Journal for the Study of the Old
Testament 49, 1991, p. 3-29). Зеев Герцог предположил, что
именем «Израиль» в надписи обозначено какое-то
племенное объединение, обитавшее в возвышенной
центральной части Ханаана, в том самом районе,
где впоследствии возникло царство Израиль.
12.
Выполненный недавно петрографический анализ
глиняных клинописных табличек амарнского архива
показал, что часть из них действительно является
оригиналами писем, присланных в Египет
правителями Ханаана, Кипра и других стран (среди
них послания правителей Сехема, Асора и Лахиша, с
просьбами прислать подкрепления для войны с хабиру),
а часть - архивными копиями, сделанными либо
Египте, на египетской глине, либо в египетском
административном центре в Газе.
13.
Сихем был довольно крупным укрепленным городом
уже в эпоху Средней Бронзы. Обследованы его
стены, пристроенные к ним «казармы», храм с
вытянутым залом, кровля которого поддерживалась
двумя рядами колонн. Перед входом в храм был
устроен жертвенник и стоял вертикальный камень.
Дж. Э. Райт (1964) предполагает связь этого
камня с текстом Библии, согласно которому Иисус
Навин, после обращения к собранным в Сихем
коленам Израилевым, "взял большой камень и
положил его там под дубом, который подле
святилища Господня» (Нав. 24. 26-27).
14.
Вопрос о достоверности традиции о взятии
Иерихона войском Иисуса Навина по-прежнему
служит предметом дискуссии. Итальянские
археологи, Лоренцо Нигро и Николо Марчетти,
продолжившие раскопки Иерихона в 1997 г.,
утверждают, что они не нашли там никаких следов
разрушений, которые можно было бы связать с
приходом израильтян. Джон Гарстанг,
исследовавший Иерихон в 1930-1936 гг., пришел к
выводу, что город был уничтожен около 1400 г. до Р.Х.
- в то время большинство исследователей
датировали Исход именно этим временем. К западу
от городища Гарстанг обнаружил обширный
некрополь. Египетские скарабеи (около 160
экземпляров, большинство из них гиксосского
периода), входившие в погребальный инвентарь,
позволили ему датировать самые поздние
погребения временем правления Аменхотепа III
(1388-1351). Кэтлин Кеньон, изучавшая городище в
1952-1958 гг., пересмотрела некоторые выводы
Гарстанга. Она установила, в частности, что одна
из раскопанных им стен крепости рухнула еще в
конце III тысячелетия до Р. Х., и что некоторые из
тех слоев разрушения, которые Гарстанг относил к
началу XIV в. следует датировать первой четвертью
- серединой XVI в. до Р. Х. (время изгнания
гиксосов из Египта). В XIV в., после долгого периода
запустения, Иерихон возродился, его стены были
восстановлены, но через несколько десятилетий он
был разрушен вновь, на этот раз, похоже,
окончательно (верхние, наиболее поздние слои
городища полностью размыты, поэтому ничего
определенного о последней стадии существования
города сказать нельзя). К. Кеньон датирует этот
последний период обживания в пределах 1375-1300 гг.
Таким образом, и Гарстанг, и Кеньон обнаружили в
Иерихоне метровый слой пепла, разрушенные стены,
множество наполненных зерном сосудов в жилых
домах - свидетельство того, что пожар и
разрушения имели место вскоре после жатвы. Очень
многие детали в описании Иерихона в книге Иисуса
Навина, вплоть до пристроенных к северному
участку оборонительной стены жилых домов,
действительно подтверждаются археологическими
данными - они явно записаны "со слов очевидца".
Однако последние слои разрушений и пожаров
датируются концом XIV в. до Р. Х., что, как уже
говорилось, противоречит современным взглядам
на возможную дату исхода - около 1200 г. до
Р. Х. Остается предположить, что некоторые
эпизоды, включенные в историю завоевания
Ханаана, на самом деле относятся к более раннему
времени и могут быть связаны с мятежами хабиру
в XIV в. до Р. Х. Упоминание о нападении хабиру
на Иерихон содержится в одном из документов
амарнского архива. Часть хабиру, среди
которых было много семитов, впоследствии могли
войти в состав израильского народа и принести с
собой воспоминания о штурме Иерихона и других
городов Ханаана. Со временем эти рассказы
слились в единую повесть о завоевании, где
разновременные события перепутались
окончательно, и в таком виде вошли в официальные
хроники.
15. С
руинами Гая до недавнего времени отождествляли
городище эт-Телль, расположенное в 2 км к ЮВ от
современного арабского поселка Бейтин. Раскопки
на городище проводили в 1933-1935 гг. Джудит
Маркет-Краузе и в 1968-1972 - Дж. Каллавей. Они
установили, что город возник здесь около 3100 г. и
просуществовал примерно до 2250 г. до Р. Х.,
когда он был полностью разрушен. В эпоху
завоевания никакого поселения здесь не было. В
дальнейшем незначительные следы обитания
прослеживаются здесь только с 1200 по 1050 гг. до
Р. Х., что опять таки не согласуется с традицией
- библейский Гай был населен в царскую эпоху,
потомки его прежних жителей вернулись на это
место после вавилонского плена (Эзр. 2. 28;
Неем. 7. 32). Такие явные несоответствия
заставляют предположить, что отождествление Гая
с городищем эт-Телль неверно. Недавно
Д. П. Ливингстон предложил новую
локализацию древнего Гая, отождествив его, с
другим городищем - холмом Кирбет Нисья.
Раскопки, проведенные там в 1970-1980-е гг.
выявили наличие следов поселения эпохи Средней и
Поздней Бронзы и ахеменидского времени
(D. Livingston, The Location of Biblical Bethel and Ai reconsidered, The
Westminster Theological Journal, 33, 1970, p. 20-44.).
16. В одних
случаях археологические свидетельства
противоречат библейским повествованиям -
например, о разгроме Арада (Числ. 21. 3; 33. 40),
победе израильтян над аморреями в Трансиордании
(Числ. 21. 21-32), над хананеянами у Хеврона,
Иармуфа (Нав 10. 5) и пр., в других -
подтверждают их (взятие Лахиша, Асора, Вефиля),
хотя и с существенными археологическими
коррекциями, не позволяющими говорить о едином
сокрушительном вторжении. Гораздо реальнее
затяжная серия региональных войн против
конкретных хананейских городов. Эти локальные
столкновения израильтян с хананеянами
преобразованы в повествовании Иисуса Навина в
версию единого нашествия, отразившую сложный
процесс, в ходе которого ряд ослабленных
трехсотлетним египетским господством
хананейских городов перешел под господство
новой, хотя и родственной им, израильской
этнической группы (Н. Мерперт, 2000, с. 228). |