3.9. Новые пилигримы и их служба
Короли и князья старались восполнять
нехватку собственных воинских ресурсов тем, что дополнительно
к рыцарям-вассалам вербовали наемников - из числа тех пилигримов,
которые после Первого Крестового похода зачастили в Святую
землю, не имея большей частью намерений обосновываться там
навсегда. Каждому рыцарю-пилигриму король платил приличную
сумму (по более поздним данным, 400-500 безантов в год -
больше того, что приносил средний рыцарский лен из двух
деревень своему держателю). Однако рыцари-пилигримы ненамного
увеличивали обороноспособность франкских государств. Ведь
эти рыцари оставались в Палестине на короткое время.
Характерную черту общественной жизни
государств крестоносцев составляла текучесть католического
населения. В первые десятилетия XII в. бедняки и рыцари
продолжали отправляться с Запада на Восток в поисках земель
и добычи. Плачевная участь крестьян-крестоносцев Петра Пустынника
и крестьянско-рьщарских ополчений 1101 г. не обескуражила
феодальных авантюристов, а тяжкое положение земледельцев
в Европе по-прежнему гнало их на стезю Господню. Ежегодно,
перед пасхой и в конце лета, суда венецианских, пизанских,
амальфитанских, марсельских купцов доставляли в портовые
города франкских государств партии паломников из Южной Франции,
Италии, Германии, Фландрии. На плече у пилигримов был нашит
крест, но в подавляющем большинстве своем они отправлялись
в Палестину не только для того, чтобы помолиться в церкви
Святого Гроба, искупаться в р. Иордан и унести домой пальмовую
ветвь с ее берегов. Некоторые, самые оборотистые, прихватывали
в дорогу разные товары, с тем чтобы сбыть их в святых местах
и таким путем оправдать дорожные расходы (с Востока они
также увозили закупленное там для перепродажи на родине).
Другие погружались почти с пустыми руками на вместительные
корабли итальянцев и провансальцев, но втайне лелеяли мысль
любым способом разжиться в восточных странах.
Немало было среди паломников всякого
рода выбитых из жизненной колеи людей. Католическая церковь,
проявляя христианское «милосердие», подчас заменяла
смертную казнь людям, совершившим уголовные преступления,
паломничеством в Иерусалим: пусть грабят и убивают там,
в земле обетованной, на пользу католицизму - такова была
истинная подоплека этого «милосердия». И вот,
как говорит немецкий летописец Бурхардт, посетивший святые
места в 1282 г., «кто сделал что-нибудь плохое - убийца,
грабитель, вор, клятвопреступник, - тот отправляется за
море, на Восток, якобы для того, чтобы смыть преступление,
а на деле потому, что из страха перед возмездием не рискует
остаться дома. Они устремляются сюда со всех сторон, - пишет
он, - меняя только небо, под которым живут, но не нравы.
Истощив свои средства, они начинают творить еще худшее,
чем то, что делали раньше». Примерно в том же духе
характеризует таких паломников и Жак де Витри: он тоже упоминает
среди них воров, убийц, пиратов, пьяниц, игроков, беглых
иноков и монахинь, блудниц и т.п. Из таких «святых»
людей в значительной мере рекрутировались подкрепления,
которые римско-католическая церковь направляла в государства
крестоносцев.
Новоприбывшие паломники в скором времени
уезжали в Европу. Рыцари, уже раньше обосновавшиеся на Востоке,
относились к этим искателям наживы с откровенной неприязнью.
Использовать их помощь против сельджуков или египтян - это
было одно, допускать же их надолго к источнику своего обогащения
- грабежу подвластного населения - совсем другое. В глазах
старожилов они представлялись нежелательным элементом. Выразительно
писал об этих настроениях безвестный «Продолжатель
Сенблезских анналов»: франки, по его словам, сильнее
страшились доблести латинян, приезжавших с Запада, чем коварства
язычников, и потому старались воздвигнуть первым возможно
больше препятствий.
Часто случалось, что войны с сельджуками,
которые крестоносные рыцари начинали совместно со вновь
явившимися к ним на подмогу пилигримами, заканчивались безрезультатно
только потому, что, пока паломники дрались с «погаными»,
их союзники, не дожидаясь исхода битвы, уже после полупобеды
спешили заключить мир с противником.
|