2.6. Переход через Малую Азию
26 июня 1097 г. крестоносцы, двинувшись
от Никеи двумя армиями (одна шла вслед другой на расстоянии
примерно дневного перехода), направились на юго-восток.
Начался полный невзгод и лишений поход через внутренние
области Малой Азии. К этому времени общая опасность побудила
Кылыч-Арслана помириться и даже соединиться с недавними
противниками - каппадокийскими эмирами. 30 июня сельджукское
войско в ожидании противника расположилось в долине р. Порсук,
неподалеку от Дорилея.
1 июля объединенные силы сельджуков,
ночью занявшие позиции на соседних холмах, дали сражение
крестоносцам. Они атаковали их лагерь ранним утром, напав
на передовые части, возглавленные Боэмундом Тарентским и
Робертом Короткие Штаны. Сельджуки со всех сторон осыпали
крестоносцев градом стрел. Боэмунд отразил атаку. Битва
приобретала все более ожесточенный характер. К полудню подоспел
авангард второй, шедшей позади части рыцарской армии; ею
предводительствовал Раймунд Тулузский, к которому еще с
утра, как только вспыхнул бой, был послан вестник, сообщивший
об угрозе, нависшей над норманнами и французами. Авангардом,
поспешившим на выручку своих, командовали герцог Готфрид
Бульонский и граф Гуго Вермандуа. Они-то и ввязались в схватку.
Вскоре прибыло остальное ополчение: к сражающемуся воинству
Боэмунда примкнули провансальцы. Численный перевес теперь
был за крестоносцами. Им удалось сильно потеснить врага.
Уверенные в нападении, сельджуки оказались не подготовленными
к обороне.
На исход сражения в немалой степени повлияли
действия, предпринятые по инициативе папского легата Адемара
де Пюи. Вооруженный палицей, епископ во главе большого отряда
провансальцев внезапно (даже для прочих главарей, с которыми
он не имел возможности посоветоваться) обрушился на сельджуков
с тыла. Сжатые с двух сторон, они обратились в паническое
бегство. Сельджуки бросили на поле боя все снаряжение: были
оставлены даже шатры султана и эмиров с находившимися в
них ценностями. «И мы взяли большую добычу, - с чувством
удовлетворения напишет позже автор «Деяний франков»,
- золото и серебро, коней, ослов, верблюдов, овец, быков
и многое другое».
Сельджуки, таким образом, потерпели при
Дорилее сокрушительное поражение. По сути дела, оно предрешало
дальнейший ход войны в Малой Азии. Крестоносцам открылась
дорога в Сирию. Разгром сельджуков, кстати сказать, надолго
обеспечивал безопасность Византии.
Передохнув два дня, крестоносцы, теперь
уже не распыляя свое войско, 3 июля отправились дальше -
на Иконий, затем двинулись к югу - в Ираклию. Переход через
горные, пустынные, подчас безлюдные местности при палящей
июльской жаре совершался с большим трудом. Крестоносцев
изнурял зной. Сельджуки всячески препятствовали их продвижению
- разрушали мосты через реки, приводили в негодность колодцы,
опустошали поля, население попутных городов и деревень изгоняли.
Рыцарям и сопровождавшим их беднякам недоставало продуктов
питания, и что ощущалось особенно мучительно, воды. Из-за
ее нехватки гибли кони. Некоторым рыцарям, несмотря на их
тяжелую экипировку, пришлось спешиться, другим - пересесть
на волов, а снаряжение погрузить в повозки, в которые запрягали
козлов, овец и даже собак.
О тяготах крестоносцев во фригийской
пустыне выразительно рассказал Альберт Аахенский, нарисовавший
жестокие муки, которые переносили от жажды мужчины и женщины.
Хронист описал происходившие сцены в грубо натуралистических
тонах: «Многие беременные женщины, с запекшимися губами
и пылавшими внутренностями, с сосудами всего тела, истомленными
от невыносимого жара солнечных лучей и раскаленной почвы,
разрешались на виду у всех и бросали новорожденных на том
же месте... Иные несчастные, оставаясь подле тех, кого они
произвели на свет, корчились на проезжей дороге, забыв всякий
стыд и все сокровенное, от ужасных страданий, причиняемых
упомянутой жаждой... Посреди равнины валялись мертвые и
полуживые младенцы... Мужчины, изнемогая от обильного пота
и чрезмерной жары, еле шли с раскрытыми ртами и хватали
прозрачнейший воздух, дабы уменьшить жажду». От нее
умирали не только люди, но околевали и «соколы и другие
ловчие птицы, составлявшие утеху знатных и благородных,
прямо в руках несших их; и даже собаки, приученные к достославному
охотничьему искусству, подыхали таким же образом от мук
жажды в руках своих хозяев».
Нелегко приходилось в такой обстановке
греческим проводникам: их все больше подозревали в предательстве.
15 августа 1097 г. крестоносцы достигли
Икония (спустя несколько лет он станет столицей сельджукского
султаната). Здесь была сделана остановка на неделю: крестоносцев
стали косить болезни. Оазис, который являла собой эта местность,
вполне подходил для отдыха и восстановления сил ратников.
Затем армия пустилась в дальнейший путь. Близ Ираклии Боэмунд
нанес еще одно поражение сельджукским эмирам, войско которых
вновь поджидало здесь крестоносцев, видимо, в расчете на
то, что удастся заставить их свернуть в горы Тавра - в этом
случае владения самих сельджуков остались бы не затронутыми
нашествием франков. Смелый натиск Боэмунда рассеял эти намерения:
сельджуки вторично отступили. Одержав победу возле Ираклии,
военачальники позволили себе небольшую передышку и решили
поохотиться.
В сентябре главные ополчения крестоносцев
направились от Ираклии на северо-восток Малой Азии, через
Кесарию и Коману, чтобы, обойдя горную цепь Антитавра, выйти
к Марашу. Этот путь рекомендовал командующий византийским
отрядом Татикий. Он преследовал цели, продиктованные политическими
интересами империи: попытаться вернуть под ее власть армянских
князей, которые лишь номинально числились в вассальном подчинении
далекого от них Константинополя. Главари крестоносцев последовали
совету Татикия, поскольку указанная им дорога была все же
менее опасной по сравнению с другой, хотя и более короткой,
проходившей горами Тавра и ведшей через киликийские и сирийские
горные проходы прямо в долину Оронта, к Антиохии. Это была
очень узкая и в дождливое время года труднодоступная трасса.
К тому же местности, по которым она проходила, находились
во власти сельджуков, тогда как в областях, отправиться
по которым советовал Татикий, жили армяне, христиане по
вероисповеданию.
Некоторым крестоносцам совет византийского
командира пришелся не по вкусу: они помнили коварство Алексея
Комнина при взятии Никеи и, постоянно подозревая греков
в новых изменах, принялись действовать по-своему. Приблизительно
10 сентября Танкред с сотней норманнских рыцарей и двумястами
пеших воинов отделился у Ираклии от главной армии, покинул
ее лагерь и круто повернул на юг, к Киликийским воротам.
Несколькими днями позже его примеру последовали Бодуэн Булонский,
Бодуэн Ле Бург и другие лотарингские рыцари, примерно 500
всадников, вместе с которыми отправилось еще и около 2 тыс.
пехотинцев.
В армянской Киликии Танкред и Бодуэн
Булонский вступили в ожесточенную распрю из-за г. Тарса.
Вначале граф Бодуэн довольно цинично предложил Танкреду
совместно напасть на этот христианский, хотя и находившийся
тогда под владычеством сельджуков, город и, разграбив его,
разделить добычу, которую там удастся захватить: «Ворвемся
туда вместе и ограбим город, и кто сможет получить больше
- получит, кто сможет больше взять - возьмет» - так
пишет норманнский Аноним об их замыслах. Однако из этих
разбойничьих замыслов ничего не получилось. После того как
сельджуки, вышедшие было из города навстречу крестоносцам,
были отброшены и ночью бежали прочь, а христианское население
города открыло ворота Танкреду и его норманнам, Бодуэн,
увидев на башнях знамена соперника, потребовал, чтобы город
был передан ему. Разъяренный норманнский авантюрист вынужден
был уступить - численность его рыцарей сильно уступала двухсполовинойтысячному
отряду булонца. В Тарсе утвердился Бодуэн, которого вскоре
поддержал прибывший в порт Лонгиниаду флот морского пирата
Гинимера Булонского: экипаж судов состоял из датчан, фламандцев
и фризов . Гинимер принес вассальную присягу Бодуэну и был
поставлен правителем Тарса. Пиратская армада стала первым
флотом крестоносцев.
Тем временем Танкред набросился на другие
киликийские города - Адану, Мамистру. Адану пришлось отдать
бургундскому рыцарю Уэлфу, захватившему городскую цитадель.
Близ Мамистры Танкред и Бодуэн в открытую схватились друг
с другом. Баталия обернулась неудачей для Танкреда. В схватке
был сбит с коня и попал в плен Ричард Салернский, который,
как повествует Альберт Аахенский, ранее особенно настойчиво
призывал Танкреда отплатить Бодуэну за Таре. «Ты видишь
перед собой Бодуэна, - якобы обратился Ричард перед боем
к Танкреду, укоряя его за нерешительность, - из-за несправедливости
и зависти которого лишился Тарса. Ах, если бы у тебя было
сколько-нибудь доблести, ты бы уже собрал всех своих воинов
и отомстил бы за нанесенное тебе оскорбление, ударив ему
в лоб!»
В конце концов соперники урегулировали
свои разногласия: был заключен мир, сохранявший фактически
сложившееся положение вещей, или, как заметил хронист Рауль
Каэнский, соперники установили порядок согласно пословице:
«Кто имеет - имеет, а кто потерял - тот уже потерял».
Вслед за тем Танкред, та этот раз с помощью Гинимера Булонского
и его флота, овладел портом Александреттой, где оставил
отряд своих рыцарей. Приобретение Александретты имело большое
значение для последующих действий крестоносцев. Да и в целом
вторжение в Киликию не осталось без последствий для судеб
крестоносного предприятия. Оставленные в армянских городах
франкские гарнизоны помешали сельджукам в дальнейшем опереться
на эту территорию как на базу для удержания в своих руках
Антиохии. С другой стороны, соперничество двух крестоносных
предводителей послужило наглядным уроком для местного населения
- христиан и мусульман, усвоивших, что отношения франков
между собою далеки от идиллических и это обстоятельство
может быть в случае необходимости использовано.
Распря Танкреда и Бодуэна в Киликии явилась
лишь одним из первых конфликтов «единодушных в вере
ратников христовых», хотя апологетически настроенные
латинские хронисты старались всячески подчеркнуть их единение
и сплоченность в борьбе за высокие религиозные идеалы. Так,
капеллан Бодуэна Булонского Фульхерий Шартрский писал: «Хотя
мы говорили на разных языках, казалось, однако, что мы являемся
братьями и близкими родичами, единодушными в любви к Богу».
Некритически принимая подобного рода пассажи латинских хронистов,
иные современные буржуазные историки превозносят Крестовый
поход в качестве демонстрации «величия и единства
Запада» в борьбе с мусульманским Востоком. Между тем
факты, в изобилии приводимые самими хронистами, в корне
подрывают попытки приписать крестоносцам некое исключительное
единодушие, якобы возникшее на религиозной почве. Завоевательные
устремления неоднократно нарушали зыбкую солидарность грабителей
и захватчиков. Раздоры Танкреда и Бодуэна в Киликии - яркий
пример такого столкновения реальных интересов крестоносцев:
два главаря словно забыли не только о своих вассальных обязательствах
по отношению к Византии, но и об общности религиозных побуждений.
Пример этот далеко не единичный.
В полную силу конфликты между предводителями
развернулись уже позднее, притом в главной армии крестоносцев.
Пройдя Кесарию, полностью опустошенную
сельджуками, крестоносцы свернули к армянской Комане. Отсюда
отряды Боэмунда пустились преследовать - правда, безуспешно
- остатки разбитой армии Данишмендидов. Через три дня крестоносцы
вступили в Коксон. Граф Тулузский, прослышав, будто турки
ушли из Антиохии, поспешно выслал вперед отряд в 500 провансальцев
под командованием Пьера де Кастильон, чтобы, опередив остальных,
захватить этот город, пока Боэмунд занят военными операциями
в другом месте. Сведения об уходе сельджуков из Антиохии
не подтвердились. Тем не менее часть Раймундова отряда во
главе с рыцарем Пьером де Руэ захватила несколько крепостей
в долине Руджи. Когда же Боэмунд узнал о вероломстве Раймунда
Тулузского, его ярости не было границ. Этот эпизод положил
начало открытой вражде князя Тарентского и графа Сен-Жилля
- двух наиболее выдающихся вождей крестоносцев, вражде,
которая не затухала на протяжении всего дальнейшего похода.
В погоню за земельными владениями устремились
и рыцари пониже рангом. Провансальский рыцарь Пьер Ольпский
по выходе войска из Кесарии обратился к предводителям с
просьбой предоставить ему власть над «прекрасным и
богатейшим городом» Команой (Пластенцией), которую
он брался защищать, «верно служа Господу Богу и Святому
Гробу, а также сеньорам и императору».
По совету Татикия (знавшего, что Пьер
Ольпский некогда служил василевсу) вожди крестоносцев охотно
уважили просьбу рыцаря: они уступили ему Коману, хотя, конечно,
его обещания верно защищать дело Святого Гроба были лишь
благовидным прикрытием явно неблаговидных, чисто захватнических
поползновений.
Миновав Коксон, главные силы крестоносцев
двинулись к Марашу по высоким, «дьявольским»,
как выражается норманнский хронист, горам, где даже в лучшее
время года условия для перехода были чрезвычайно трудными.
Теперь же стоял октябрь. Полили дожди: вода размыла узенькие
горные тропинки. Крестоносцы карабкались по ним, то поднимаясь
круто вверх, то скользя по обрывам.
И люди и кони подчас срывались и падали
в глубокие пропасти. Та же участь постигала вьючных животных.
Их пробовали связывать вместе, но, увлекая друг друга, они
то и дело сваливались в бездну. «Никто из наших, -
вспоминал Аноним об одном из таких восхождений и спусков,
- не отважился пойти первым по тропинке, которая шла с краю
горы... лошади срывались там, и одна упряжка тянула за собой
другую». Утопавшие в грязи рыцари нередко бросали
свою тяжелую амуницию, если не удавалось сбыть ее по дешевке
пехотинцам.
«Рыцари, - сокрушенно писал тот
же хронист, - стояли повсюду печальные, били себя от чрезмерной
печали и горя, не ведая, что станется с ними самими и их
оружием, продавали свои щиты и наилучшие кольчуги со шлемами
за три или пять денариев [хронист-рыцарь не забывает уточнить
цены! - М. З.] или сколько кто мог получить. Не сумевшие
продать даром бросали их прочь и шли [дальше]».
|